Производить 120 млн т зерна — реальная задача на ближайшие 10 лет

Клименко

На заре независимости потенциал Украины по экспорту зерна был крайне невелик. Одесский и Николаевский морской порт могли переработать только до 3 млн т. Вся инфраструктура была монополизирована государством. Наша ассоциация вместе с зернотрейдерами лоббировали необходимость либерализации процесса экспорта зерна, писали кучу материалов и докладных в парламент и Кабмин, обосновывая тот факт, что монополия остановит производство зерна в Украине.

Я вот смотрю на результат и думаю, а чтобы бы произошло, если бы победила точка зрения, что государство должно быть монопольным экспортером зерна. Одесский и Николаевский государственные порты перерабатывали бы порядка 3 млн т зерна. Чиновники какие-то на этом имели «левые деньги» за перевалку. Наши сельхозпроизводители докладывали, что они производят 27 млн т зерна, ровно столько, сколько нужно Украине и плюс 3 млн т для экспорта, который идет через сельскохозяйственные элеваторы.

президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко

К счастью, Украина пошла другим путем. Приняты решения для активного участия бизнеса, монополии нет и сегодня Украина может производить 60 млн т зерна, зернотрейдеры продолжают строить элеваторы, что снижает стоимость затрат на перевалку. От этого производители зерна будут только выигрывать.

15 июня в Николаеве открыт элеватор Bunge, новые элеваторы собираются также строить компании Cargill, Groupe Soufflet, UkrLandFarming, Allseeds. О чем это говорит? Если такие крупнейшие компании собираются строить, несмотря на то, что уже построено мощностей на 50 млн т, это означает, что инвесторы верят в рост экспортных возможностей Украины. За прошедшие 10 лет мы увеличили производство в 2 раза — с 30 до 60 млн т. Поэтому нарастить мощности еще в 2 раза — это реальная задача на ближайшие 10 лет. Над этим надо работать, но для этого нужно развивать инфраструктуру и логистику.

15 лет назад у нас было 15 тыс. вагонов-зерновозов, сегодня осталось 11 тыс. С 1993 г. не построен ни один вагон-зерновоз, что привело к тому, что 36% зерновых грузов на экспорт перевозится автотранспортом. Таким образом, грузы на машинах доставляются на расстояние за 600 км, а мы разрушаем собственные дороги.

При этом бизнес способен перевозить только по Днепру до 10 млн т зерна. Государству нужно просто убрать плату за шлюзы, за разводку мостов и еще кучу разных поборов и дополнительных услуг. Если перевозки речным путем будут хотя бы на 10% дешевле, чем железнодорожным и автомобильным транспортом, то они будут рентабельными и грузы поплывут по Днепру. Сейчас через эту артерию проходит всего 5-6 млн т зерна, тогда как транспортный потенциал реки просто огромный.

президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко

Далее государство должно помочь с дноуглубительными работами в двух местах, поскольку сейчас баржи вынуждены загружаться всего на 1/3, ведь они не могут подойти к Николаеву полностью загруженными, иначе станут на мель. Сейчас мы ведем переговоры по этому поводу уже с 5-м министром инфраструктуры.

На данный момент получается, что из-за высоких поборов транспортные возможности Днепра используются крайне мало. В итоге, не зарабатывает ни государство, ни зернотрейдер, ни аграрий. Развитие логистики и транспортной инфраструктуры позволит снизить цену доставки грузов, соответственно, значительно нарастить производство и экспорт зерна.

Дізнавайтесь першими найсвіжіші новини агробізнесу України на нашій сторінці в Facebook, каналі у Telegram, підписуйтесь на нас у Instagram або на нашу розсилку.

Виконано за допомогоюDisqus