Александр Каминский: Главная проблема не в размере бизнеса, а в людях!

Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»
Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»
Джерело фото: Latifundist.com

Однажды, когда я был в Бразилии, я посетил местный агрохолдинг с земельным банком 500 тыс. га. Он занимается дистрибуцией, ежегодно продает около 5 млн т зерна, имеет пароходы на Амазонке. Я тогда задал представителям агрохолдинга один вопрос: «Какая у вас основная проблема?». Они ответили мне: «Главная проблема — люди!». И ведь в украинском агробизнесе та же проблема. Это не холдинги, не фермерские хозяйства, не размеры зембанка и не рынок земли. Главная проблема — люди: руководители, трактористы, агрономы и т.д. Проблема в их отношении к делу, друг к другу. Поэтому поговорим о людях и об ответственности.

Люди и бизнес

Первый вопрос, который я хотел бы обсудить, это отношения между большим и малым аграрным бизнесом. Безусловно, конфликт между фермерами и агрохолдингами есть. Но надо ли нам конкурировать? Нет! Мы вместе должны бороться за лидерство страны в Европе, а не лидерство отдельных предприятий в стране. Если мы начнем друг друга «топить», то как эта страна выживет? Поэтому, не нужно делать проблему из того, что рядом есть фермер или агрохолдинг и он выращивает такой же урожай или больше. В людях должна быть толерантность и понимание единства интересов.

Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»

По своему опыту скажу, что большим агрохолдингам есть чему поучиться у фермеров, как и им у «больших игроков». К примеру, на мои поля часто заезжают представители других предприятий, чтобы посмотреть на состояние посевов, на потенциальный урожай. Я тоже иногда заглядываю к соседям. Это нормально, ведь мы учимся у других.

Кроме того, у нас есть отделы, где мы работаем вместе с «Астарта-Киев». И мы не ссоримся. Я пошел посмотреть на их посевы сахарной свеклы. У них лучше. Расстроился, но потом мои ребята где-то сделали лучше. Уже повеселел. Это нормально. В сравнении мы видим свои ошибки и недоработки. В отношениях между фермерами и агрохолдингами, между великими компаниями всегда важно понимать, что за земельными банками всегда стоят люди. И с этими людьми всегда можно договориться, подружиться и работать рука об руку.

Нам — маленьким, средним и большим — нужно объединяться и бороться за то, чтобы наши налоги возвращались в села, чтобы эти налоги платили все сельхозпроизводители, а не выборочно, чтобы наш бизнес не пыталась отобрать каждая новоприходящая власть.

Люди и земля

В аграрном бизнесе главный человек — это пайщик. На него мы должны молиться, должны придерживаться условий аренды и быть справедливыми. Мы рядом с ним живем, благодаря ему работаем и должны воспринимать его как партнера. Безусловно, иногда бывает так, что некоторые пайщики уходят от нас и пробуют свои силы в аграрном производстве, становятся фермерами. Иногда они и нечестно отбирают по несколько гектаров, так же как и большие.

Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»

Сейчас вся страна говорит о снятии моратория на продажу сельскохозяйственных земель. И когда меня приглашают на тематические семинары или конференции, я задаю один вопрос: «А владельцев земли кто-нибудь спрашивал?». Кто спросил пайщика, что ему надо: мораторий или рынок земли? Ежедневно я принимаю по 20 пайщиков. И каждый второй спрашивает меня: «Вы еще землю не покупаете?». А каждый пятый приходит и прямо мне кричит: «Купите у меня эту землю, у меня проблемы и мне нужны деньги!».

Трудно представить, сколько у каждого проблем. И очень часто земля — это последний шанс решить эти проблемы. Расскажу один из последних случаев. Приходит женщина, у которой на руках 10-летний умирающий ребенок. Ему нужна операция, которая стоит 100 тыс. грн плюс реабилитация. У нее есть 2 пая. Как ей спасти ребенка, если она не может их продать? Мы выплатили ей арендную плату до 2025 года, скинулись всем коллективом – помогли, чем смогли. Но что надо той женщине: тот пай или спасти ребенка

Приходила бабушка, которой осталось жить может еще 2 года. У нее нет детей, нет наследников. Ей бы эти 50 тыс. грн помогли? Да! Приходила еще одна бабушка. Здесь у нее никого нет. Она хочет продать землю и уехать жить в Казахстан к своим детям. Говорит: «Может, там еще 10 лет проживу». Ей в Украине земля не нужна.

И такие люди приходят каждый день. Тому ногу ампутировать, у того онкозаболевание, тому нужна операция. Эти люди не смотрят на цену, они хотят спасти жизнь. Конечно, есть такой контингент, которому вечно не хватает денег на бутылку. Но такие люди уже половину продали, пусть даже незаконно.

Люди и ответственность

Продать или не продать землю — дело каждого отдельного собственника. Есть люди, которые понимают, что сначала будет первичный рынок с низкой ценой, а потом будет вторичный — с более высокой ценой. Понимают, что стоимость гектара будет расти. Эти люди придержат землю у себя. Будут и такие, которые продолжат сдавать в аренду. Но большинство захотят продать.

Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»

Но, как бы там ни было, ответственность за принятие решений всегда лежит на собственнике. Дайте людям решать, что делать со своей собственностью. Это их выбор и их ответственность.

Иначе за каждого, кто приходит в ваш кабинет и просит денег на операцию ребенку, на лечение рака или на последние годы жизни, будем отвечать мы.

Что может сделать бизнес для того, чтобы это произошло быстро и правильно: работать в условиях здоровой конкуренции.

Александр Каминский, исполнительный директор компании «Украина-2001»

Дізнавайтесь першими найсвіжіші новини агробізнесу України на нашій сторінці в Facebook, каналі у Telegram, підписуйтесь на нас у Instagram або на нашу розсилку.

Виконано за допомогоюDisqus