23 жовтня 2012, 15:13, Світ

В Белоруссии невыгодно заниматься агробизнесом — исследование

Сельское хозяйство не является в Беларуси сферой деятельности, которой выгодно заниматься. Результаты социологического исследования, проведенного институтом Минэкономики, показывают, что лишь немногие руководители сельскохозяйственных предприятий воспринимают сельское хозяйство как прибыльный бизнес. Что же мешает белорусскому агросектору работать эффективно?

В Беларуси в последнее время часто говорят о том, что сельское хозяйство должно обходиться без господдержки и при этом работать прибыльно. Во время октябрьского совещания, к слову, Александр Лукашенко заявил, что «сельское хозяйство должно научиться зарабатывать в основном само для того, чтобы эффективно функционировать. Поэтому не надо рассчитывать на то, что каждый год господдержка будет наращиваться».

Однако, нынешнее положение сельского хозяйства свидетельствует о том, что существует ряд препятствий, которые не позволяют сельхозорганизациям работать эффективно. Как показывают результаты опроса, проведенного Научно-исследовательским экономическим институтом Минэкономики, люди, занятые бизнесом на селе, далеко не всегда считают его прибыльным, пишет naviny.

Отвечая на вопрос о мотивации ведения сельскохозяйственного бизнеса, большинство опрошенных руководителей сельхозорганизаций (60,8%) отметили, что занимаются им из-за привязанности к сельскому образу жизни. В то же время 32,1% опрошенных указали, что для них сельское хозяйство – это способ выживания, а найти работу в другой сфере деятельности им трудно.

«К большому сожалению, только для 8,7% сельское хозяйство – прибыльный бизнес, причем в сельхозорганизациях с хорошим финансовым положением этот показатель существенно выше, но все равно составляет только 17%. Ответ «Прибыльный бизнес» чаще других давали в Гродненской области – в 14,3% случаев, реже – в Витебской – 3,6%», — говорится в публикации о результатах проведенного исследования.

Из результатов опроса вытекает, что существует ряд причин, которые не позволяют сельхозорганизациям работать эффективно. В числе ключевых – административные барьеры, на наличие которых указали 77,8% опрошенных сельхозорганизаций и фермерских хозяйств.

Такого рода барьеры чаще всего выражаются в административном ограничении цены реализации продукции (на данный вид ограничений указали 58,2% предприятий). Кроме этого, 47,4% опрошенных констатировали лимиты на объемы вывоза товара за пределы области.

Административный ресурс представители белорусского АПК ощущают и в том, что районные управления сельского хозяйства навязывают им структуру посевных площадей. При этом почти половина (46,8%) опрошенных сельхозорганизаций заявила, что доводимые до них задания не соответствуют возможностям имеющихся земельных ресурсов. Закономерным следствием существующего административного прессинга является то, что сельхозорганизации не могут своевременно корректировать структуру и объемы производства с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Принимая во внимание условия, в которых приходится работать отечественным сельхозпредприятиям, сложно говорить о том, что они занимаются агробизнесом, отмечает экономист Леонид Злотников.

«Предприниматель – это субъект рынка, который занимается бизнесом на свой страх и риск. Если же взять представителей нашего сельского хозяйства, то их сложно назвать людьми, которые на свой страх и риск принимают решения. Белорусское сельское хозяйство очень сильно зарегулировано. Сельхозорганизации самостоятельно мало что решают. Им говорят и что сеять, и диктуют, сколько гектаров запахать, и куда сдать продукцию. Поэтому реального бизнеса в нашем сельском хозяйстве мало», — констатирует Леонид Злотников.

По мнению эксперта, чтобы изменить систему аграрных отношений, сохранившуюся с советских времен, необходимо проводить реформы. «Нужно проводить земельную и аграрную реформы. Эти две реформы необходимо делать обязательно», — убежден Злотников.

Сельское хозяйство, основанное на государственной собственности, не может быть эффективным, считает эксперт. Поэтому, полагает белорусский экономист, необходимо двигаться в сторону частной формы собственности на землю или передачи ее инвесторам в долгосрочную аренду.

Бывший помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский также считают, что с целью повышения эффективности сельского хозяйства необходимо решать земельный вопрос.

«Существующая форма собственности является основным тормозом для развития сельского хозяйства. Сегодня нет эффективного собственника, который мог бы им управлять», — говорит Романовский.

Два года назад, посещая в сентябре 2010 года Брестскую область, Александр Лукашенко заявил о том, что нерентабельные сельхозпредприятия государство собирается продавать. «Два года еще побарахтаетесь, а потом кто не выйдет на рентабельную работу — будем приватизировать», — предупреждал белорусский президент.

Отведенное время уже истекло. Опросы руководителей сельхозорганизаций показывают, что прибыльным бизнесом сельское хозяйство за это время не стало. Вместе с тем, серьезных шагов по реформированию АПК пока не видно…