1 липня 2013, 12:40, Україна

ТОП 5 европейских фермеров, «прижившихся» в Украине

Хорошие погодные условия, соотношение цены и качества земли и возможность обрабатывать большие площади земель в Украине в 2000-х привлекли в нашу страну нескольких немецких и австрийских фермеров, где они начали свой бизнес. Единственное, к чему иностранные фермеры не были готовы – это к коррупции и бюрократии. Как им сейчас работается в Украине, выяснял Forbes в материале «Как поживают европейские фермеры в степях Украины».

Йоханн Венцель, Германия, 63 года, владелец компании «Дукра Агро»

Выращивает на 3000 га в Черкасской области зерновые, масличные культуры, сахарную свеклу Йоханну Венцелю было 53, когда ему надоело тесниться на 150 га пахоты в Баварии. В 2003 году он перебрался в Черкасскую область, где взял в обработку почти в 20 раз больше земли. Запущенность полей его не смутила.

Венцель закупил импортную технику и научил местных жителей управляться с ней. У него 30 постоянных работников, в 2011‑м выручка «Дукра Агро» превысила 28 млн грн. Данных за 2012 год нет. За девять лет баварец привык к непрогнозируемости украинской погоды, осталось научиться стоически воспринимать навязчивый контроль со стороны чиновников.

Томас Майер, Германия, 31 год, совладелец компании «Маер-Дельфс-Агро»

Выращивает на 3000 га в Одесской области пшеницу, рапс, подсолнечникНе всякий выпускник европейского института отважится пересесть со студенческой скамьи за руль трактора в полях на дальнем востоке Европы. Томас Майер решился. В 2006 году он узнал от знакомых о конфликте между крестьянами и инвестором в селе Антоновка на Одесщине.

Взяв деньги на стартап у отца‑фермера и его партнера, Майер арендовал земли у хозяев, недовольных прежним арендатором. Больше всего на первых порах ему досаждали климат и бюрократы.

«Зимой у нас все замерзало, а летом засыхало. Надо было постоянно ездить в Одессу и оформлять какие‑то документы», – вспоминает фермер.

Майер справился: последние годы его хозяйство работает с прибылью.

Томас Бруннер, Австрия, 38 лет, совладелец хозяйства «Агро Плюс 2006»

На 1300 га в Черкасской области выращивает кукурузу и подсолнечник. Прежде чем податься в фермеры, Бруннер шесть лет возглавлял департамент маркетинга в украинской «дочке» химического гиганта Henkel. Но в 2010 году фермерские гены взяли верх.

«Моя семья в Австрии возделывает землю более трех веков. Это хороший бизнес, ведь спрос на продовольствие будет всегда. К тому же работа на свежем воздухе полезна для здоровья», — объясняет он.

Вместе с братом Ханне Бруннеру удалось повысить урожайность пшеницы до 60 ц/га – это на 30% больше, чем в среднем по области. Гены не подвели.

Зигмунд Лампка, Германия, 43 года, владелец компании «Лампка Агро»

На 4000 га в Хмельницкой области выращивает пшеницу, кукурузу, сою, подсолнечник. Подыскивая место для своей будущей фермы, Зигмунд Лампка рассматривал три варианта – Украину, Канаду и Австралию. Остановился на Украине в силу трех соображений: соотношение цены и качества земли, природные условия, близость к родной Германии. Поначалу местные ему не доверяли.

«Селяне долго ко мне присматривались, но когда увидели, что я умею хорошо работать, да еще и віполняю обязательства, все пошло хорошо», – рассказывает Лампка на хорошем украинском языке.

За восемь лет работы он добился впечатляющих результатов: урожайность пшеницы на его полях в два‑три раза выше среднеукраинской. Лампка размышляет, не заняться ли ему еще и животноводством.

Штефан Лер, Германия, 48 лет, генеральный директор компании «Гядт Агро»

На 2700 га в Полтавской области выращивает пшеницу, ячмень, кукурузу, сою и рапс. Компания «Гядт Агро» принадлежит десяти инвесторам из Германии, Люксембурга и Швеции. Развивать свое украинское хозяйство они поручили Штефану Леру. Тот неплохо справляется. За пять лет компания увеличила земельный банк в 3,5 раза – до 2700 га. В прошлом году собственники «Гядт Агро» планировали получить выручку около 20 млн грн.

Самым сложным для немцев под Полтавой было сформировать профессиональную команду и найти общий язык с районной администрацией. Первую головоломку Лер решил, вторая по‑прежнему актуальна.