11 вересня 2015, 11:39, Україна

Экономически выгодно перерабатывать некондиционный картофель — Самоненко

Производство качественного крахмала позволяет дать больше денег фермеру. Об этом рассказал директор предприятия «ВИМАЛ» Сергей Самоненко в интервью агропорталу Kurkul.com.

Производство крахмала в Украине — отрасль, которая долгое время оставалась без внимания государства. Однако все годы независимости заводы по переработке картофеля работали, частично обеспечивая украинских потребителей отечественным продуктом, а фермеров — дополнительной сферой сбыта своей продукции. В этом году украинские производители крахмала установили рекорд и, возможно, опередили по объемам производства Беларусь.

По статистике, в последние годы наблюдается увеличение крахмалистости картофеля. Это происходит благодаря тому, что появляются новые сорта, говорит Самоненко. Большим толчком в этих процессах был запуск в работу сырьевой базы «Крафта». Несмотря на то, что «Крафт» выращивает картофель для чипсов, содержимое крахмала в нем значительно больше, чем в картофеле, что выращивался в Украине ранее.

«К сожалению, предприятие „ВИМАЛ“ не способно самостоятельно создать необходимую сырьевую базу. Поэтому мы являемся заложниками процессов, происходящих в Украине. Наше предприятие очень часто перерабатывает остатки, то есть картофель некондиционный, поврежденный или мелкой фракции. Это сырье поступает к нам фактически на утилизацию», — рассказывает Сергей Самоненко.

По его словам, экономически выгодно перерабатывать именно такой ​​некондиционный картофель. Говоря об экономической целесообразности переработки картофеля на крахмал вообще, можно сказать, что в Украине ее нет. То есть нет такой схемы, по которой можно купить семена картофеля высокой крахмалистости, вырастить его, переработать и продать.

«Эта схема у нас не работает. Зато работает другая: в начале сезона мы стараемся спрогнозировать стоимость крахмала, учитывая внутренние и внешние цены. От нее вычитаем расходы на газ, воду, электроэнергию и заработную плату коллектива, позволяем себе рентабельность около 7%, а остаток — это то, что можем отдать хозяйству за картошку. Но этот остаток превышает 75% от себестоимости крахмала. То есть 25% — это производственные расходы, а 3/4 от стоимости крахмала мы отдаем производителям картофеля в качестве платы за сырье!» — утверждает директор «ВИМАЛа».

Несмотря на это, считает Самоненко, для производства крахмала реально принимать картофель по цене втрое меньше, чем оптовая стоимость продовольственного картофеля.

«Так было всегда. Производители учитывают, что мы исправно платим, и, поразмыслив, в большинстве случаев соглашаются на эту цену. Кроме того, в некоторые сезоны от 10% до 30% картофеля могут быть нетоварными», — сетует Сергей Самоненко.