14 червня 2012, 11:55, Зерно

Выход украинского зерна на CBOT — стимул для роста форвардных продаж

Украинские аграрии получили возможность страховать свои риски, заключая фьючерсные контракты на Чикагской торговой бирже. По итогам первых двух дней торгов котировки Black Sea Wheat выросли на $9,5 за тонну относительно цены открытия, пишет ИнвестГазета.

Украинские производители зерна получили новый аргумент в споре с зернотрейдерами относительно стоимости пшеницы. Теперь они могут ссылаться на фьючерсные соглашения Чикагской торговой биржи.

С шестого июня там торгуются специальные контракты, разработанные под специфику украинского зерна. Размер контракта — фьючерс CBOT Black Sea Wheat – составляет 136 тонн с поставками в июле, сентябре, декабре, марте и мае. Объект — мукомольная пшеница, поставленная в пять украинских портов — Одессу, Ильичевск, Севастополь, Южный и Николаев, три российских и один румынский.

Несмотря на продолжающееся падение стоимости зерновых (в мае фьючерсы на пшеницу, по данным FАО, в среднем подешевели на 1,6%), первые сессии оказались вполне удачными: торги по сентябрьскому контракту на черноморскую пшеницу 7 июня закрылись на уровне $254,5 за тонну, что на $9,5, или на 3,88%, больше цены открытия. «На самом деле этот фьючерс только называется „черноморская пшеница“. Он рассчитан исключительно под украинское зерно с его спецификой, условия поставки и прочее», — говорит директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка.

Фьючерсные контракты дадут возможность украинским аграриям страховать свои риски от возможного падения цен и защитят их от неоправданно низких цен на внутреннем рынке. Большинство экспертов сходятся во мнении, что выход украинского зерна на CBOT, скорее всего, станет стимулом для роста форвардных продаж зерна. Впрочем, последнее может и не случиться, если из-за рецессии на мировых рынках цены продолжат резко колебаться.

Страховка рисков

Договоренность о создании филиала биржи и организации фьючерсных торгов была достигнута между Кабинетом Министров, Нацбанком Украины и Чикагской товарной биржей еще год назад. Украина, стабильно входящая в десятку, а по некоторым позициям — и в тройку-пятерку стран-экспортеров зерна, до последнего времени оставалась единственной страной, где не было фьючерсного биржевого рынка, а торговля зерном была строго привязана к сезону.

«Подобные инструменты и открывающиеся перед их пользователями возможности приближают рынок к более цивилизованному состоянию», — говорит Алексей Вадатурский, владелец компании «НИБУЛОН», которая одной из первых стала работать на Чикагской бирже. По его словам, начало торгов — это сигнал для властей, что нужно работать без ограничений: «Запрет экспорта будет форс-мажором, компенсировать убытки по которому придется правительству».

Теперь и другие производители смогут заключить контракты под будущий урожай, закрепив подходящую цену. Например, в текущем сезоне, по оценкам Украинской аграрной конфедерации, аграрии потеряли более 45 млрд. грн. дохода — из-за невозврата НДС при экспорте, экспортных пошлин, ручного регулирования цен на продовольствие. Заключенные на пике предложения фьючерсы, уверены эксперты, помогли бы им защититься от подобных потерь.

«Это в основном инструмент не продаж, а финансов — под такие фьючерсы можно будет брать кредиты, деньги под форвардные поставки урожая, гарантировать на бирже свою прибыль», — уверен аналитик компании «Тройка Диалог Украина» Константин Фастовец.

Кроме того, наличие индикатора цен помогает производителям, продающим зерно крупным трейдерам на внутреннем рынке.

Заключая сделку, они смогут опираться на котировки фьючерсов. Кстати, по подсчетам Леонида Козаченко, президента Украинской аграрной конфедерации, нынешняя цена на бирже приблизительно соответствует 2065 грн. за тонну продовольственной пшеницы 3-го класса на условиях FOB Черное море. «Это значит, что цена на сентябрь где-то на $6–8 (на тонне. — Ред.) выше, чем мы имеем сегодня», — говорит он. Cлова эксперта подтверждает и практика: только за первый день работы биржи закупочная цена у одного из крупнейших украинских трейдеров выросла на 50 грн. на тонне — в среднем до 1850 грн.

Ведущие украинские компании уже сейчас хеджируют риски. Например, «НИБУЛОН», по оценкам Вадатурского, защищает таким образом около половины урожая. Но непосредственно работать с фьючерсами смогут пока немногие. По оценкам Наливки, этим инструментом готовы воспользоваться в лучшем случае 35–40% украинских компаний.

«Производителям придется заключать договоры с клиринговыми членами биржи — зарегистрироваться напрямую они не смогут», — объясняет Константин Фастовец. Но глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко пообещал, что сельхозпроизводители смогут создавать кооперативы, и тогда брокер будет обслуживать целое объединение.

Долгая раскачка

В первый день торгов, 6 июня, при максимальной цене $254,5 разница между ценами спроса и предложения оказалась довольно большой — $10–15 на тонне, хотя в это же время спрэд между ценами спроса и предложения на американскую пшеницу был всего $7–7,5/тонна. Но, по словам экспертов, первый год торговля по этим контрактам будет только «раскачиваться»: в ближайшие три месяца в лучшем случае это будет 5–10% от всего предлагаемого объема зерна. Осенью, когда будет понятно, какой урожай и какова ценовая конъюнктура в мире, ситуация может улучшиться.

«Компаниям нужно будет научиться пользоваться инструментом и понять, как он работает в разных условиях — во время засухи и других проблем. Когда фермеры поймут, что так можно действительно защитить свои интересы, дело пойдет на лад», — говорит Алексей Вадатурский.

По оценкам Сергея Наливки, примерно через три-четыре года годовой объем контрактов может вырасти до 60–80 млн. тонн. Для сравнения: прогноз украинского экспорта от Минагропрода на 2012–2013 годы — 22–25 млн. тонн.

Появление и развитие украинских зерновых фьючерсов может подтолкнуть и развитие форвардного рынка зерна — компании будут чаще продавать не только по факту сбора и физической отгрузки зерновой продукции, но и еще несобранный урожай, ориентируясь на цены фьючерсов. Аграриям это даст возможность получить необходимые деньги до начала уборочной кампании, не связываясь с банковскими кредитами. Правда, пока преградой для этого служит общемировая нестабильность цен.

«Цены довольно быстро меняются — например, в прошлом сезоне они скакали от $140 до $320 за тонну. Их слишком сильно лихорадит с начала кризиса, чтобы многие аграрии решались связываться с заблаговременными продажами. Всегда есть надежда, что цена возрастет», — считает директор зернотрейдерской компании «Волары» Юрий Гордейчук.

Несмотря на такие прогнозы, после пшеничного фьючерса эксперты ожидают появления фьючерсов на кукурузу, ячмень и подсолнечное масло. И рассчитывают, что рано или поздно эти инструменты станут популярными даже среди небольших украинских компаний. Что, в свою очередь, позволит привлечь инвестиции на украинский зерновой рынок, гарантированный крупнейшей мировой товарной биржей.