19 липня 2012, 09:18, Зерно

Чем для Украины обернется китайский кукурузный контракт?

Аграрное ведомство может сорвать контракт на поставку 4 млн. тонн ячменя в Саудовскую Аравию. Но это цветочки по сравнению с тем, что за свои $3 млрд. китайцы могут захотеть получить расчет нашей кукурузой. Об этом в своей статье пишет Комментарии.UA.

В прошлом маркетинговом году в лидеры по экспорту зерновых удалось выбиться полугосударственному «Хлеб Инвестбуду» (входит в структуру Государственной промышленно-зерновой корпорации, ГПЗКУ). Но если тогда компания выехала на ячмене, то в этом году, вероятнее всего, сделает ставку на царицу полей. Рекордно низкий урожай ячменя, по мнению аграрного эксперта Николая Верницкого, не позволит Украине даже выполнить свое обещание по поставкам этого злака арабам. «Экспортировать 4 млн. тонн ячменя, что посулил Саудовской Аравии Присяжнюк, в течение 2012/2013 МГ нереально», — убежден эксперт.

Как государство будет выпутываться из этой ситуации, неизвестно. Но можно предположить, что «Хлеб Инвестбуд» выведут из-под удара и предложат сосредоточиться на экспорте кукурузы. Ею Украина собирается расплачиваться с КНР за заем в размере $3 миллиардов.

Выделение этих средств предусмотрено меморандумом между отечественным Минагропродом и Экспортно-импортным банком Китая. Для «дочки» ГПЗКУ это реальный шанс закрепиться на мировом рынке. По словам руководителя аналитического департамента «Консалтинговой компании «ААА» Марии Колесник, за два года компании «Хлеб Инвестбуд» не удается найти устойчивый рынок сбыта. «Китай, как правило, предпочитает закупать сельхозпродукцию через госкорпорации. С частными зернотрейдерами китайцы даже разговаривать не станут», — рассказывает она.

Правда, сможет ли при этом «Хлеб Инвестбуд» еще и заработать — вопрос открытый. Если китайцы позаботились о развитии своей экономики (за кредитные средства Украина будет приобретать китайские средства защиты растений, семена и сельхозоборудование), то как будут формироваться цены на экспортируемую в Поднебесную кукурузу — неизвестно. Как отмечает Мария Колесник, на данный момент нет ни формулы расчета цены для будущих поставок, ни информации о процентах по кредиту. «Маловероятно, что китайцы согласятся на прямые закупки кукурузы по рыночным ценам, их может привлечь только более низкая цена», — уточняет она.

По сути, это означает, что украинско-китайский кукурузный контракт рискует стать для отечественного АПК такой же миной замедленного действия, как газовый контракт с Россией.

Впрочем, в новом маркетинговом году у аграриев могут появиться более серьезные проблемы, чем неурожай и занятие госкомпанией новых экспортных ниш. Не исключено, что в ближайшие месяцы чиновники попытаются создать на базе «Хлеб Инвестбуда» и ГПЗКУ полноценный вертикально интегрированный агрохолдинг. Тем более что совсем недавно, 2 июля, Кабмин своим постановление решил создать Государственный земельный банк, который, по мнению экспертов, позволит сформировать будущему агрохолдингу недостающее звено цепи. Ведь уставным фондом банка станет вся сельскохозяйственная земля государственной собственности — около 10 млн. га. Дело только за отменой моратория на продажу земель сельхозназначения, но и она намечена на 2013 год. Можно предположить, что с созданием государственного холдинга попытаются уложиться в максимально сжатые сроки, и соответственно этот процесс будет сопровождаться предоставлением новой структуре различных преференций в ущерб частным аграриям. Как это уже было в 2010–2011 годах при появлении ГПЗКУ и «Хлеб Инвестбуда».

Понять, к чему приведет такая поспешность, несложно. Опыт российской Объединенной зерновой компании, контрольный пакет которой был продан в этом году, показывает, что за лакомый кусочек можно выручить очень приличные деньги. Или, что более характерно для Украины, просто отдать в нужные руки.