КультАгро

Музей «Старое село»

Украина, Запоріжська область
с. Колочава

Описание

«Старое село» — первый сельский музей архитектуры и быта в Закарпатье. Расположен он между синими волнами реки Колочавки и вечнозеленым массивом Чертежика. На его территории воспроизведено село древней Верховины с колочавских экспонатов, которые знакомят с 300-летней историей быта местных жителей. В скансене представлены памятники культуры разных времен и разных слоев населения как по социальному статусу (бедняки, середняки), так и по виду деятельности (пастухи, лесорубы, мельники, Швец).

Музейный комплекс «Старая деревня» на Всеукраинском конкурсе общественных музеев, который состоялся в декабре 2009 года, в номинации «Традиции и обычаи моей малой Родины» был признан лучшим и получил первое место.

История музея

Под крышей одного дома создателям музея удалось объединить культуру многих народов и народностей:

  • гуцулов;
  • венгров;
  • немцев;
  • румын;
  • чехов;
  • евреев;
  • словаков.

Экспозиция музея

В музее «Старое село» находится более десяти жилых и хозяйственных помещений. 

  • В хижине крестьянина-бедняка  воспроизведено нелегкие условия проживания колочавцев в конце 19-начале 20 века. В маленькой комнате без пола, с одной кроватью, маленькими окнами и без света проживала многочисленная семья и домашние животные. Дом построен в 1856 году и перенесена в скансена в первоначальном виде.
  • Церковно-приходская школа передает атмосферу обучения детей с середины 19 до середины 20 века. Читать тогдашние школьники учились с церковных книг, а писали на небольших дощечках грифликамы. Ученики всех возрастов учились в одном классе, а дьяк-учитель за непослушание мог сильно наказать розгами.
  • Еврейский комплекс в сканзен отражает жизнь и быт еврейской части населения в Колочаве. В еврейской доме «Корчма у Вольфа» все желающие могли выпить децу (сто грамм) водки и закусить. Когда же у мужчины заканчивались деньги, то он начинал брать «на веру» (в долг). Все должники были записаны в долговой книге, которая теперь лежит на прилавке еврея-корчмаря. Комната еврея свидетельствует о том, что он принадлежал к богатой слои сельского населения и имел хорошо устроен быт. Гостеприимную комнату еврей сдавал для приезжих гостей.
  • «Бужни» — еврейский молитвенный дом, куда евреи-мужчины каждую субботу сходились на молитву. Здесь они зажигали свечи в семисвечник - миноре и взяв еврейские молитвенники, написанные на иврите, приступали к молитве.
  • Баня-парилка — сельская баня, в которой ходили мыться представители колочавской интеллигенции Австро-Венгрии. В период господства Чехословацкой Республики такие парилки имели возможность массово посещать и простые жители деревни. Посетив экспозицию туристы имеют возможность сфотографироваться в столетний деревянной сауне.
  • Хижина пастуха приземистая и с маленьким окнами. Однако здесь есть все, что нужно для работы с молоком: путина, баталий, деревянные ведра, гелеты, мешалка, котел для приготовления вурды тому подобное. Под крышей пастушьей хижины прибита трембита, без которой до сих пор не обходится ни один пастух. Недалеко расположена и летняя «дача» чабана — салаш (хижина), которая располагалась в долине. В ней пастух жил большую часть года.
  • Кузница — место работы кузнеца, без которого не могло обойтись ни одно село. Колочавская кузница готова работать в любой момент. Огромные мехи подают воздух к горна с обеих сторон, а различные молотки и молоточки помогут выковать любую железную вещь.
Реклама