Украинская земля принадлежала и будет принадлежать исключительно украинским аграриям — Тимченко
Украинская земля принадлежала и будет принадлежать исключительно украинским аграриям, государство не позволит иностранцам отнюдь покупать сельскохозяйственные земли. Об этом сказал председатель Госземагентства Украины Сергей Тимченко комментируя публикации, появившиеся в последнее время в СМИ и направленные против рынка земли, передает пресс-служа Госземагентства.
По словам С.Тимченко, земли сельхозназначения смогут покупать исключительно граждане Украины, местные советы и государство. Иностранцам не разрешается покупать землю и обладать ею. Сегодня есть редкие случаи, когда иностранцы имеют в собственности паи — это произошло в результате получения наследства детьми, которые изменили гражданство. В таком случае они обязаны в течение года произвести отчуждение этой земли. С целью недопущения на рынок иностранцев землю не разрешается покупать и юридическим лицам, передает АПК-Информ.
Также С.Тимченко отметил, что «олигархи и прочие богачи не смогут массово скупать сельхозземли, в том числе и на подставных лиц, а спекулировать землей — будет крайне не выгодно».
По словам председателя Госземагентства, законопроект жестко регламентирует возможности потенциального покупателя: предельный возможный максимум земли «в одни руки» не более 100 га; предоставление налоговой декларации для подтверждения прозрачности доходов при покупке земли; антимонопольная проверка покупателя на связи заинтересованных лиц, семейные и подконтрольны связи.
Подарить земельный участок можно будет только ближайшим родственникам. Опять же, если у одного человека в собственности оказывается более 100 га (унаследовал, получил в подарок), он обязан в течение года произвести отчуждение лишних гектаров.
«Спекулировать сельхозземлей нет смысла, поскольку вводится государственная пошлина на перепродажу, — отметил председатель Госземагентства Украины. — Например, в первый год будет это 100% от нормативной денежной оценки земли — в среднем 20 тыс. грн. с одного гектара, т.е. в несколько раз выше, чем предполагаемая цена первичной продажи».
Кроме того, подчеркнул С.Тимченко, реформа направлена на возрождение села и переориентацию земельных отношений от большого агробизнеса к доминированию и развитию фермерства, малого и среднего бизнеса.
«Реформа направлена на делатифундизацию и в ближайшие годы крупные агрохолдинги должны значительно экономить, — подчеркнул С.Тимченко. — Это одна из причин, почему юрлицам запретили не только покупать, но и вообще владеть землями сельхозназначения. Фермеров, как юридических лиц также исключили из перечня покупателей, но сам фермер как физическое лицо — гражданин Украины также сможет купить землю».
Фермеры и мелкие товаропроизводители, на которых и держится село, просто не могут конкурировать с монстрами-агрохолдингами, убежден председатель Госземагентства. Для выравнивания конкурентной среды вводится ограничение на аренду — не более 6 тыс. га в одном районе и не более 5% земель в одной области с учетом связанных между собой лиц (т.е. один агрохолдинг не может роздробиться на несколько более мелких и продолжать и дальше арендовать сотни тысяч гектаров).
Кроме того, считает С.Тимченко, такой подход позволит убрать монополию агрохолдингов в большинстве населенных пунктов, а у селян появится выбор кому сдавать свой пай в аренду. Теперь не арендатор, а хозяин земли будет диктовать правила аренды, а значит получать справедливую цену за свой пай, а не мешок третьесортного зерна, как это происходит сейчас. Государственный земельный банк поддержит малый и средний бизнес дешевыми кредитами под залог земли, отметил руководитель Госземагентства, а они, в свою очередь, обеспечат село новыми рабочими местами, потому агрохолдинги сегодня привозят сезонные бригады из Киева дважды в год — засеять и собрать урожай.
Также законопроектом «О рынке земель» предполагается внести изменения в закон о регистрации физических и юридических лиц и обязать их перерегистрироваться по месту нахождения земельного массива, сказал председатель Госземагентства. А также принять закон, обязывающий арендаторов отчислять 1% от нормативной денежной оценки земли в бюджеты сельских советов для социально-экономического развития, а это — сотни тысяч гривен ежегодно.
«Мы открываем рынок для продавца земли — крестьянина, обеспечивая его конституционное право свободно распоряжаться имуществом. В мире фактически нет случаев абсолютно свободного рынка земли, поэтому государство вводит ряд жестких ограничений, чтобы предотвратить обезземеливание крестьян, скупку земли, спекуляцию и прочие злоупотребления. В результате землю будут покупать только те, кто действительно планирует на ней работать, а у земли наконец появится эффективный хозяин», — подытожил С.Тимченко.