Мытари и мытарства в украинской аграрной политике


Джерело фото: export LAT

Еще в древние времена отношение к мытарям – сборщикам податей в казну – было, мягко говоря, недружелюбным, и даже общаться с мытарями считалось грехом. В современном мире систему налогообложения аграрного сектора Украины вполне оправдано можно считать сплошным грехом. Ибо в том, чтобы добивать то, что и так еле-еле выживает, явно присуще что-то демоническое.

Начнем с того, что в 2011 году экспортные «мыта» на основные зерновые культуры практически остановили экспорт зерна. Украина отдала экспортные рынки России, аграрии потеряли возможность продать пшеницу по 300 долларов за тонну и потом были вынуждены довольствоваться 260 все теми же условными единицами. Ожидаемых доходов бюджет не получил (при снизившемся экспорте), а вполне логичная отмена экспортных пошлин повысила формальный его дефицит, что, как известно, не приветствуется МВФ и не способствует привлечению дешевых кредитов от данной организации.

Но альтернативные затраты у нас считать не принято, равно как и недополученные валютные резервы. Но к чему это я про 2011 – жизнь ведь быстрая, забылось, проехали…

На самом деле нет. Украина привносит свои ноу-хау в законы развития цивилизации. Вместо движения по спирали, мы движемся по кругу, то есть, в конце концов возвращаемся к исходной позиции (возможно, это есть прогресс по сравнению с принципом «шаг вперед – два шага назад»). И кстати, наверное, не просто так слово «мытари» созвучно с «мытарствами», что в православии означает страдания, препятствия.

Так вот украинское государство не устает с помощью современных мытарей испытывать аграриев. Не успели отшуметь дискуссии о налоговом режиме для сельхозпроизводителей в ходе Налоговокодексной эпопеи, и вот уже при разработке концепции реформирования налоговой системы в 2012 году появились предложения, поражающие своей «новизной» – забрать налоговые льготы у аграриев. Не успел премьер-министр Украины заявить о необходимости радикального упрощения системы бюджетной поддержки аграриев, Кабинет Министров регистрирует в ВР законопроект №10731, который может забюрократизировать даже то, что сейчас еще работает на интересы села, а именно налоговые льготы. Я уж не говорю о «приоритетности» АПК при экспорте, ведь зерно и масличные культуры – это одна из немногих серьезных экспортных позиций, по которым не возмещается НДС.

Цена вопроса – 20 млрд. грн. Еще 13,6 млрд. грн., по расчетам Министерства аграрной политики и продовольствия, откусит от пирога весенне-летняя засуха (и это без учета потерь озимых). Еще 4,5 млрд. – повышение нормативной денежной оценки земель, сделанное в конце прошлого года. Далеко ли до объемов валовой продукции отрасли? Отдадут ли больше, чем производят? И это без учета социальных отчислений для почти 600 тыс. занятых работников в отрасли, которые ранее, помнится, входили в состав фиксированного сельскохозяйственного налога.

Это вот Росси нечего делать – торговалась с ВТО, чтобы поддержать аграриев на 9 млрд. долларов по сравнению с нынешними 4-5 миллиардами, дает дешевое топливо и удобрения. Это ЕС, несмотря на все европейские кризисы, финансирует фермеров на 50 евромиллиардов, а Беларусь, еще не опомнившись от валютно-инфляционного шока, − на 3,6 млрд. «зеленых». И все ежегодно.

А мы помытарствуем.

Дізнавайтесь першими найсвіжіші новини агробізнесу України на нашій сторінці в Facebook, каналі у Telegram, підписуйтесь на нас у Instagram або на нашу розсилку.

Виконано за допомогоюDisqus