4 заблуждения о биогазовых установках
Утилизация отходов становится проблемой, когда из-за несоблюдения требований по защите окружающей среды агропредприятию грозят убытки. Часто украинские компании практикуют два пути: либо пользуются низкой активностью органов экологического надзора и избавляются от отходов без соблюдения требований законодательства, либо тратятся на утилизацию отходов. Первый вариант рано или поздно заканчивается огромными штрафами, а второй – для многих предприятий представляется лишними тратами – зачем платить за утилизацию того, что можно просто выбросить и сказать: «это не я».
При этом есть способ не только не тратиться, но и зарабатывать на мусоре. Биогазовая установка избавит от проблем с экологическими проверками, поможет меньше тратить на энергоресурсы (а в перспективе и вовсе перейти на собственные) и в результате снизить себестоимость продукции, сделав бизнес прибыльнее. Предприятие, которое может производить биогаз для собственных нужд, занимает более конкурентоспособные позиции на рынке, особенно если мы говорим про выход на европейский рынок.
Почему же собственники украинских агрокомпаний, чей потенциал в производстве биогаза просто огромен, так вяло приобщаются к изучению и использованию возможностей биогазовых установок? Одна из причин – ложные представления о том, какой путь предстоит пройти до запуска проекта. Самые популярные суждения преувеличены.
1. Биогазовая установка – это дорого
Для свинофермы в 50 тыс. голов понадобится биогазовая станция мощностью 1 МВт и стоимостью €3,5-4 млн. Срок окупаемости для полноценной установки производства биогаза составляет в среднем 7-10 лет и более. Если вы собираетесь создать мощную установку, которая сможет работать сразу на все производство, то, конечно, это дорого. Кроме того, что придется сразу найти несколько миллионов, такой проект может обойтись в несколько раз дороже, если браться за дело, не имея опытного персонала.
Почему это преувеличение. Если это ваш первый проект, можно начать с маленькой установки. Необязательно планировать сразу большой проект. Вы можете для начала построить установку мощностью в 100 Квт для обслуживания одной фермы. Посмотрите на первые результаты и проанализируйте слабые места. При строительстве более крупной установки у вас уже будет полезный опыт.
2. Нет обученного персонала
Специалистов, которые могут вести такой проект от идеи до запуска, в Украине действительно не так уж много. Есть инженеры, которые «заточены» под определенные схемы создания биогазовых станций, и они будут предлагать и продвигать только свой способ, не сообщая собственнику, насколько ему подходит такой вид установки, поскольку ждать другого заказчика они еще могут долго. Кроме того, контролировать проект тоже должен специалист.
Почему это преувеличение. Специалисты есть и этого факта на сегодня достаточно. Пока ажиотажа на биогазовые установки не возникло, у вас есть возможность выбрать самых лучших специалистов. Ажиотаж возникнет быстрее, чем сформируется пул профессионалов в этой сфере, и лучше начинать проект уже сейчас. Самый простой способ не напортачить с первым блином – обратиться в консалтинговую компанию. Вы сможете получить полную картину того, где, когда и как будет создаваться ваш проект.
3. Технологические риски слишком высоки
На данный момент в Украине построено и функционирует всего 20 станций по производству биогаза, половина из которых работает на отходах сельского хозяйства, вторая половина улавливает и утилизирует свалочный газ. Так как это для Украины новая технология и нет обученных спецов, всегда существует риск непредвиденной остановки или аварии. В таком случае необходимо будет дополнительно искать подрядчиков. Собственникам, действительно, сложно оценить, насколько выгодно начинать строительство биогазовой установки – непонятны риски в эксплуатации, много ли проблем может исходить со стороны различных регуляторов, и вообще как все будет работать через месяц или через год.
Почему это преувеличение. Чтобы избежать самых глупых проблем, необходимо провести предварительное изыскание и найти оптимальное место для строительства. А чтобы минимизировать неочевидные риски, необходимо прорабатывать проект, основываясь на рекомендациях консультанта.
4. Дополнительная юридическая нагрузка
Поскольку строительство биогазовой установки не относится к основному виду деятельности компании, необходимо получать разрешение на новый вид деятельности. Также надо учитывать особенности продажи биогаза, тепло- или электроэнергии и налогообложения таких операций. А с новой деятельностью, как правило, ассоциируются новые, дополнительные проблемы.
Почему это преувеличение. От юридических аспектов никуда не деться, но пройти все процедуры не так сложно. Для того, чтобы построить собственную биогазовую установку, необходимо выполнить почти стандартные условия:
- иметь зарегистрированное юрлицо (компанию);
- иметь в наличии землю;
- подготовить документацию и разрешение на строительство;
- получить технические условия на объект строительства;
- получить право собственности на строящийся объект.
Также необходимо будет получить:
- разрешение на работы повышенной опасности и эксплуатацию (использование) механизмов, инструментов и оборудования повышенной опасности;
- документы на присоединение к электросети;
- лицензию на производство электроэнергии;
- документы для оформления и получения «зеленого» тарифа.
Причины, по которым бизнесмены отказываются заниматься биогазовыми установками, не являются неразрешаемыми, а вот последствия пассивной позиции по утилизации отходов производства однажды могут стать необратимыми для компании. При резкой смене реалий (а благодаря технологиям будущее наступает очень быстро) бизнес может рухнуть за несколько месяцев. Экологическая проверка, нежелание потребителя поддерживать производителя, который не заботится о будущем наших детей, непомерно быстро растущие тарифы на отопление и электроэнергию смогут в один присест «зарезать» все перспективы по наращиванию экспорта. Чтобы этого не случилось, об устойчивом развитии необходимо начать думать еще вчера, а проектировать установки по утилизации отходов уже завтра.
Александр Баськов, старший консультант по устойчивому развитию в Baker Tilly