Как не сыграть «в шахматку» на орошаемых землях?
Вы знаете, что в Германии запрещено называть экономически неразвитые регионы «депрессивными»? Поверье, это правда. Там их принято именовать «регионами потенциального развития». Очень правильная и корректная формулировка, которой не помешает воспользоваться и в Украине. Ведь у нас достаточно регионов, на которые часто незаслуженно навесили ярлык «депрессивный». Типичный пример — Херсонщина.
Как известно, область находиться в зоне рискованного земледелия. Несмотря на это, она демонстрирует достойные как для «рискованного» региона результаты. Например, в этом году по итогам сбора ранних зерновых и зернобобовых культур, область вошла в пятерку лидеров по валу зерна. А теперь представьте, каких результатов можно достигнуть при условии восстановления оросительной системы на территории области? Уже подсчитано — можно более чем в три раза увеличить урожайность сельхозкультур. Если к Херсонщине добавить Запорожскую, Николаевскую и Одесскую области, страна в разы увеличит вал зерна. Однако из-за отсутствия дождевальной техники, неудовлетворительного технического состояния внутрихозяйственных сетей и насосно-силового оборудования, сегодня 135,3 тыс. га земель в Херсонской области не используется.
Юг остро нуждается в инвесторе. Однако помимо технических проблем и законодательных пробелов, существует и фактор недоверия. Никакой иностранный и даже внутренний инвестор не будет восстанавливать орошение без надежных гарантий. Одной из таковых является долгосрочная аренда земли.
Очень важно, что в этом году парламент закрепил минимальный срок аренды земли на уровне семи лет. Однако давайте не забывать специфику орошаемых земель. В отличие от других сельхозпроизводителей, арендаторы таких участков требуют гораздо больших средств для обеспечения бесперебойного функционирования мелиоративных систем.
«Шахматка» на «обычных землях» — причина для головной боли, а на орошаемых — и вовсе трагедия. Поэтому мы должны создать условия для консолидации орошаемых земель землепользователями, использовать системы едиными технологическими массивами. Наряду с ними должен стоять продленный минимальный срок аренды орошаемых земель. Символично, что на прошлой неделе парламент принял за основу законопроект, закрепляющий этот срок на уровне 10 лет. Почему 10? Я считаю, что этот срок должен быть и 15, и даже 20 лет. Не верите мне, послушайте бизнес:
«Мы войдем в орошение только в том случае, если земля будет сдаваться в аренду, хотя бы на 20 лет. Мы работали с компанией Valley, они предлагали свои дождевальные установки. В одном из филиалов решили на поле восстановить полив. Так многие владельцы паев не дали согласия на длительную аренду, один говорит, что я больше, чем на пять лет в аренду не дам, другой — грозится через два года забрать. И это повсеместная практика. Например, поле — 500 га, один пайщик с семью гектарами откажется сдавать пай в аренду. И как такую «шахматку» обработать?», — это цитата с интервью главного агронома компании «НИБУЛОН» Якова Пинчука.
Думаю, она все объясняет.
Но на сегодняшний день компромиссным решением будет именно «десятилетка». Она будет охватывать общий срок аренды длительностью 7 лет и дополнительные три года, необходимых для производителей с целью сооружения или модернизации оросительных систем, а также возвращения инвестированных средств. Удлинение срока аренды будет способствовать капиталовложениям в улучшение данных земель, а также использование оптимальных севооборотов и других агротехнических средств.
Любой договор должен предусматривать обязанности двух сторон. Получив долгосрочные гарантии, арендаторы орошаемых земель должны «отвечать за нее головой», а точнее «способствовать надлежащей эксплуатации мелиоративных систем и объектов инженерной инфраструктуры таких систем». Очень важно, что эту инициативу поддержали профильный парламентский комитет и Министерство аграрной политики и продовольствия Украины. Надеюсь, что начало следующего года стартует с принятия в целом этого законопроекта.
Андрей Гордеев, народный депутат Украины, член бюджетного комитета