Топ-6 прогнозов для мирового рынка молока

Предсказание будущего не является наукой, но в Совете США по экспорту молочной продукции (USDEC) специалисты определили 6 основных факторов, которые будут определять спрос, предложение и способность молочной промышленности США конкурировать на международном рынке в будущем году. Среди них следующие:

1. Мир купается в молоке

В течение многих месяцев USDEC заявлял, что мировым экспортерам молочной продукции следует снизить внешние поставки, чтобы соответствовать более низкому уровню спроса в Китае и России.

Несмотря на резко сократившийся спрос в КНР и РФ, а также снижение закупочных цен, производство молока для многих предприятий остается достаточно прибыльным при замедлении, но не при сокращении основных поставок. Производство молока у пяти основных поставщиков молочной продукции — Европейский союз, США, Новая Зеландия, Австралия и Аргентина — выросло на 2% с апреля 2015 г. (после отмены квот в ЕС) по сентябрь. По оценкам USDEC, в четвертом квартале 2015 г. производство молока пятеркой лидеров показал рост около 1%.

Молочные потоки замедляются, но недостаточно быстро, чтобы объяснить снижение спроса. Переходя к 2016 г., следует выделить важнейшие тенденции экспорта:

  • Какое влияние будет иметь Эль-Ниньо (и последующее Ла-Нинья) на производство, в частности, в Океании?

  • Будут ли европейские переработчики продолжать платить своим фермерам достаточно, чтобы держать сокращение производства под контролем?

  • Будет ли производство молока в Китае расти, даже при оттоке инвестиций в секторе, тем самым смягчая потребность в импорте?

2. Изменение ассортимента продукции

В этом году Новая Зеландия уменьшила ассортимент продукции, чтобы снизить зависимость от торговли сухим молоком (WMP) с Китаем. Точно также, ЕС перенаправил молоко, предназначенное для продажи в России. Оба гиганта экспорта перешли в большей степени на сухое обезжиренное молоко (SMP) и сливочное масло, тем самым расширив возможности экспорта и увеличив свое присутствие на ключевых рынках США, Юго-Восточной Азии, Южной Кореи, Японии, Ближнего Востока и даже Мексики.

Результатом стало усиление конкуренции по таким группам товаров, как сыр, сухое молоко и другим молочным продуктам. Новая Зеландия, на самом деле, будет экспортировать примерно тот же объем сыра в этом году, как и США, после того как Штаты претендовали на титул «крупнейший мировой экспортер сыра» в 2013 г.

Производство сыра

Если предположить, что никаких изменений в российском эмбарго или покупательских способностях Китая в 2016 г. не будет, куда направят ЕС и Новая Зеландия свое молоко, а также свои инвестиции в переработку?

За последние несколько лет, крупные европейские переработчики инвестировали сотни миллионов долларов в заводы по производству сухого молока и сывороточного белка. Инвестиции Новой Зеландии охватывают весь диапазон от сухого молока до более дорогостоящих продуктов, в том числе лактоферрина, пастеризованного молока, концентрата молочного белка и сыра.

3. Экономический рост Китая

Экономический рост способствует потреблению молочных продуктов. Экономические сигналы на год вперед неплохи — Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП на 4,5% для новых и развивающихся рынков в 2016 г.

Тем не менее, политическая нестабильность, 6 лет низких цен на нефть и опасения по поводу экономики Китая создали значительный риск ухудшения ситуации. Ослабление экономики Китая (что Китай призывает «новая нормальность») вызывает беспокойство не только о его воздействии на внутреннее потребление, но и о том, как это повлияет на экономику (и потребление) в Юго-Восточной Азии, Японии, Кореи и мире в целом. (Британская газета The Guardian публиковала ряд инфографик, иллюстрирующих объемы потерь экспорта в мире из-за замедления экономики Китая).

Что нужно иметь в виду:

  • Рост ВВП Китая по-прежнему превышает 6%, а 6-7-процентный рост экономики размером с нынешнюю экономику Китая на самом деле приводит к большей общей прибыли, чем двузначный прирост 10 лет назад, когда ВВП Поднебесной в целом был меньше.

  • Несмотря на опасные сигналы в банковском секторе, производстве и других отраслях, потребительские расходы Китая остаются высокими. На самом деле, это лучшая часть экономики, положительный знак для усилий правительства по преобразованию из экономики экспорта в экономику внутреннего потребления.

  • КНР предпринимает шаги для поддержки роста потребления такие, как отмена политики однодетных семей и успешного лоббирования предоставления МВФ резервного статуса юаню — шаг, который некоторые аналитики считают, что поможет внедрить дальнейшие реформы, чтобы содействовать экономике потребления.

4. Быстро меняющиеся законы и правила

USDEC работает с китайскими властями, чтобы внедрить новое требование регистрации молочных заводов для импортных поставщиков с мая 2014 г. В настоящее время Китай оценивает результаты проверок отчетности заводов, проведенных летом этого года. Эта ситуация является идеальным примером времени и усилий, необходимых для удовлетворения возрастающих зарубежных нормативных требований и способствования продолжительному росту молочного экспорта США.

Молоко

Нации, представляющие около половины населения мира, находятся в процессе переписывания своих законов по безопасности пищевых продуктов. Сюда не входят страны, которые могли бы ужесточить свои системы географических указаний или разрабатывают правила маркировки продуктов питания. Одним из вопросов 2016 г. является пересмотр текущего турецкого гигиенического сертификата и системы регистрации заводов в Южной Корее.

Любое изменение существующих нормативных режимов имеет потенциал в создании препятствий молочному экспорту США. (Ничто не может помочь свести к минимуму риск пересечения границы лучше, чем быть в курсе последних нормативных изменений с гидом USDEC по экспорту).

5. Растущая сеть международных соглашений о свободной торговле (ССТ)

USDEC анализирует более 6 тыс. страниц проекта Транс-Тихоокеанского партнерства (ТЭС), чтобы определить влияние сделки на торговые перспективы молочной промышленности. Независимо от конечной оценки, с точки зрения молочной продукции это не изменит тот факт, что США должны оставаться агрессивными в заключении торговых сделок, которые приносят пользу глобальной конкурентоспособности молочного производства США.

20 декабря вступают в силу договоры о ССТ между Австралией и Китаем, Новой Зеландией и Южной Кореей, и будут способствовать конкуренции Океании на двух ключевых рынках США в 2016 г.

Не считая ТЭС, Австралия, Новая Зеландия и ЕС в настоящее время ведут переговоры о свободной торговле с более чем 40 странами, в том числе другими крупными американскими потребителями.

Не только доступ на молочный рынок является приоритетом, ЕС также использует торговые сделки, чтобы передать его ограничительный режим географических указаний как можно большему количеству стран, создавая американскому сыру преграды для доступа к рынку.

Хорошо проведенные переговоры по ССТ ведут непосредственно к увеличению экспорта США. Анализ существующих 18 договоров ССТ экономистом Национальной Федерации производителей молока Петера Витальяно, указывают, что соглашения добавили почти $6 млрд к экспорту США с 2004 по 2014 г.

6. Рост доллара США

В течение 2015 г. доллар США вырос на 11-15% по отношению к валютам трех основных конкурентов — Австралии, ЕС и Новой Зеландии. Надвигающийся импульс процентных ставок в США может стимулировать доллар в ближайшие месяцы. Для американского молочного экспорта это не совсем хорошая новость, но важно прогнозировать курс в будущем.

Хотя валюта играет важную роль в молочной торговле, ее роль вторична по отношению к многим другим факторам, связанным с предложением и спросом. Основная область беспокойства для растущего доллара — это потенциальное воздействие, которое он оказывает на общий спрос со стороны основных стран-импортеров. Сильный доллар может поднять цены на импорт, который со временем пробьет свой путь к потребителям и удержит потребление. Это может сдержать рост спроса, что было бы плохо для молочных экспортеров из всех стран.

Наталия Киселёва, по материалам Agweb.com

Виконано за допомогоюDisqus