Энергетическое поле: об аграрных перспективах биотоплива
Биоэнергетика в последние несколько лет в нашей стране развивается достаточно неплохо. В 2010 г. вся доля биоэнергетики в Украине была эквивалентна замещению 1,1 млрд м³ газа в год. В 2014 г. это число фактически выросло в три раза (3 млрд м³/год в 2004 г.). Темп возрастания — 42% в год.
Наверное, в нашей стране не найдётся больше сектора, который растет такими темпами. По планам правительства, к 2020 г. потребление биомассы будет увеличиваться. 40% покроет деревянная биомасса. Остальные 60% нужно будет искать в аграрном секторе. Это аграрные отходы, остатки (солома, стебли, шелуха), которые открывают для сельхозпредприятий новые перспективы.
Биоэнергетические векторы
К примеру, в странах Евросоюза уверенно движутся к цели — получить к 2020 г. 20% возобновляемой энергии. В данный момент — 15%. Можно сказать, что по нынешней статистике биоэнергетика является основным сектором развития возобновляемых источников в ЕС (вклад биоэнергетики — 62% от общего вклада всех возобновляемых источников).
Есть страны, в которых доля биоэнергетики составляет до 40% от общего потребления энергии. Это в первую очередь Швеция, Финляндия, Латвия, Дания, Австрия. В то время как средний показатель по Европе доходит до 9%, в Украине показатель по возобновляемым источникам энергии — 4,5%. Сюда входят биоэнергетика (около 60% от всего количества), большая гидроэнергетика (около30%). Остаток разделяется между малой гидроэнергетикой, солнцем и ветром.
В 2015 г. произошло очень серьёзное повышение цен на газ на внутреннем рынке. Эта тенденция сохранится и в текущем, и в следующем году. Поэтому всё выгоднее будет заниматься замещением газа.
Кто именно эти миллиарды кубов замещает? Примерно половину — население, и вторую половину — промышленность. В домохозяйствах сейчас перейти на твёрдотопливный котёл экономически очень выгодно. Наша оценка такова: начиная с мая 2015 г. и по сегодняшний день, за полтора года как минимум 100 тыс. котлов было поставлено в бытовом секторе.
Выгодные альтернативы
Если посмотреть на ситуацию два года назад, кроме негазифицированных сёл все использовали газ. Были у всех газовые котлы, и всех всё устраивало. И цена этого газа до мая 2015 г. была приблизительно 1 тыс. грн за 1 тыс. м³. Все другие виды топлива не могли конкурировать с этой относительно невысокой ценой. Поэтому твёрдотопливные котлы устанавливались только там, где не было газа. С прошлого года цена на газ для населения поднялась фактически в 5 раз. У нас есть социальная цена газа 3,6 тыс. грн на первые 200 м³ в месяц, а потом — 7,2 тыс. грн. Средняя цена составляет приблизительно 5 тыс. грн.
Соответственно, всё, что было невыгодным до мая 2015 г., стало супервыгодным. Статистическую цифру по установленным котлам можно найти только через программу так называемых «тёплых кредитов». Наше государство немного помогает этому сектору, компенсирует 20% стоимости тела кредита, если потребитель ставит твёрдотопливный котёл в своём частном доме. Так вот, по этой программе более 13 тыс. домохозяйств установили твёрдотопливные котлы. Но значительно больше поставили за свои средства без всяких компенсаций. По нашей оценке — около 100 тыс.
В промышленных масштабах
Промышленность давно использует коммерческий газ. И там просто экономически выгодно его замещать. У нас уже фактически замещён газ в нескольких промышленных секторах. Его практически не потребляют предприятия лесной, деревообрабатывающей промышленностей, использующие древесное топливо, а также маслоэкстракционные заводы, использующие шелуху подсолнечника. То есть на предприятиях, где есть собственные отходы (дерево или шелуха), на эти виды топлива перешли, как только газ стал дорогим для промышленности.
В 2015 г. мы уже видим в промышленности проекты с использованием покупной биомассы. В частности, «Кохавинская бумажная фабрика» поставила 4 МВт котёл, который производит пар из покупной древесной щепы. И им это выгодно. Аналогичная картина на Ровенском Льнокомбинате. Там установлен котёл на 4 МВт, который также работает на покупной щепе. Этот процесс перехода на покупную биомассу в качестве топлива в промышленности идёт массово.
Сколько агроотходов можно использовать для производства энергии? Есть два крайних подхода. Первый — ни грамма остатков с поля забирать нельзя. Согласно второму подходу, можно забирать до 100%. По нашему мнению, истина где-то посредине. Согласно научным исследованиям, проведенным в ЕС, от 30 до 60% остатков можно забирать с поля для энергетических нужд. Но в каждом конкретном месте может быть разная картина. Средние цифры, на которые мы ориентируемся для Украины: соломы можно брать на энергетику до 30%, и до 40% — других агроотходов.
Аграрные отходы в энергетике
Говоря о перспективах, следует сказать, что нам предстоит научиться работать с аграрными отходами. И есть уже определённые подвижки в данном направлении. В частности, достаточно много агрофирм обзавелось техникой для сбора и тюкования соломы. В Украине работает более 100 соломосжигающих котлов периодического сжигания, единичной мощностью до 1 МВт.
Появляются первые котлы непрерывного сжигания: тюки идут один за другим, сжигание проходит в одном режиме — соответственно, лучше экологические показатели и КПД этого котла. Например, в Миргороде установлен такой котёл мощностью 1 мВт, работающий на тюках соломы. Ещё одно агропредприятие в Никополе установило 2 таких котла по 5 МВт, которые непрерывно сжигают тюкованную солому.
Вторым перспективным направлением должно стать освоение тюкования стеблей кукурузы. Если посмотреть статистику, стеблей кукурузы сейчас даже больше, чем соломы. В последние годы расширяются посевы кукурузы, и образование побочных продуктов у кукурузы выше, чем у пшеницы. Однако у нас нет отработанной технологии тюкования для кукурузы, как, например, в США и Канаде.
Мы считаем, что научиться тюковать абсолютно реально. Первые примеры есть. Процесс постепенно идёт. Пока не так массово, как с соломой.
В чём плюсы кукурузы? Температура плавления золы у кукурузы градусов на 200-300 выше, чем у соломы. Солома — тяжёлое топливо для котлов. Из-за того, что у неё низкоплавкая зола, при 800-850 градусах зола соломы плавится и шлакует котлы. Её сжигать можно только в специализированных котлах, достаточно дорогостоящих. Кукуруза в качестве топлива ближе к древесине, и котлы для ее сжигания проще и дешевле. Так что мы позитивно относимся к обоим направлениям.
Георгий Гелетуха, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины