Кипр: победа или поражение
Парламент Кипра все-таки отклонил законопроект об одноразовом налоге на депозиты (одноразовый налог на банковские депозиты и кредитные остатки по ставке 6,75% на суммы до 100 000 евро и 9,99% на суммы, превышающие 100 000 евро) и повышении ставки корпоративного налога на прибыль с 10% до 12,5%. Введение таких креативных сборов кипрское правительство рассматривало в обмен на финансовую помощь от Европы в размере 10 млрд евро. Взвесив все за и против, власть приняла такое решение. Казалось бы, украинский бизнес мог бы вздохнуть с облегчением. Но получается как в анекдоте «… ложки нашлись, но осадок нехороший остался».
Кипр – налоговая мекка для украинских компаний: статус европейской юрисдикции, самый низкий налог в Европе – 10%, лояльное отношение к операциям с оффшорами и бухгалтерскому регулированию (оптимизации) налогооблагаемой прибыли, выгодные положения конвенции об избежании двойного налогообложения. Проекты по налоговому планированию и реструктуризации украинского бизнеса так или иначе шли через Кипр. Большинство отечественных аграрных компаний размещались на бирже именно через кипрский холдинг или используют кипрские компании как торгового посредника.
Отдельно стоит вспомнить о кипрских банках. Счета в них открывали зарубежные компании из различных юрисдикций, в том числе и из оффшорных. На лицо все преимущества: недорогое содержание счетов, наличие русскоговорящего персонала, вменяемый финансовый мониторинг, отсутствие необходимости проходить собеседование в банке и т.д.
Все эти преимущества сегодня под большим вопросом, потому что на весах оказалась безопасность бизнеса. Ситуация с «несостоявшимся» налогом на депозиты создала риски для собственников бизнеса, у некоторых были заморожены счета, а соответственно и бизнес-активность. Кипр как бизнес-партнер оказался ненадежным и появились страновые риски, которые сложно прогнозировать. Экономическая ситуация в стране остается неизменной и у бизнеса нет никаких гарантий – какие налоги и сборы может инициировать правительство? Сегодня под угрозой были депозиты и кредитные остатки на счетах, а завтра — недвижимость и другие активы.
Несмотря на риски, не думаю, что Кипр перестанет пользоваться популярностью у украинских компаний при структурировании бизнеса. Тем не менее, зерно сомнения посеяно, и при реструктуризации бизнеса собственникам необходимо более щепетильно относится к вопросам безопасности бизнеса и рассматривать альтернативы традиционному Кипру (Нидерланды, Люксембург, Прибалтика, др.). Такая ситуация окажется на руку Прибалтике, которая запустила налоговую реформу, направленную на упрощение условий ведения бизнеса и снижение налоговой нагрузки (сегодня корпоративный налог для компаний составляет 15%). Ко всему прочему Прибалтика предлагает более лояльные условия получения гражданства по сравнению с Кипром. Опция по получению гражданства в еврозоне продолжает быть актуальной для украинских бизнесенов.
Безусловно, компаниям, чьи акции находятся в листинге на бирже, поменять юрисдикцию не удастся. Но в любом случае, будет не лишним задуматься о переводе денежных потоков в другие юрисдикции.
Елена Пархоменко, ассоциированный партнер Юридической фирмы ILF (Инюрполис)