Алексей Вадатурский: Нынешняя ситуация с коронавирусом — это информационная пандемия планетарного масштаба
Джерело фото: Latifundist.com
Пандемия коронавируса зацепила жизнь каждого. Кого-то прямо, кого-то косвенно, но все же внесла свои изменения. Реакция у всех своя — одни жалуются, другие лечатся, скупают гречку, а третьи — ищут методы борьбы и защиты. В категорию последних, с заботой о стране и согражданах, попал и Алексей Вадатурский, основатель и генеральный директор компании «НИБУЛОН». Ниже приводим текст-обращение агрария из Facebook.
Помню, как в 90-е годы один аграрий спросил меня, начинающего бизнесмена-агрария, кто я по профессии. На мой ответ — инженер по автоматизации — он «со знанием дела» сказал, что со мной не о чем говорить... Прошло почти тридцать лет, и я построил успешную аграрную компанию. Секрет прост — я имел силу преодолевать различные трудности, которые меня закаляли и помогали выживать, и при этом самореализовывался и достигал успеха.
Поэтому сегодня я, известный аграрий, поделюсь своими мыслями по поводу коронавируса. И как аграрий сразу прошу прощения у всех «вирусологов» за свои высказывания.
По моему глубокому убеждению, нынешняя ситуация с коронавирусом — это, прежде всего, информационная пандемия планетарного масштаба. Грубо говоря, мозг под напором негатива нагнетает стрессовое состояние в организме, и тогда, без того слабые места в теле каждого, становятся еще более уязвимыми к любой инфекции. За счет такой ситуации в выигрыше оказываются фармацевтические гиганты, в проигрыше — экономика и каждый из нас.
Читать по теме: Коронавирус VS агросектор
Остановлюсь на пяти главных аспектах.
Во-первых, нужно перестать нагнетать ситуацию и прекратить панику.
Но в сложившейся на сегодня ситуации я поддерживаю такие мероприятия. Придерживайтесь основных правил поведения: старайтесь минимизировать социальные контакты, оставайтесь дома (здесь вы будете находиться в среде, к которой уже давно адаптировался ваш организм), следите за своим здоровьем, придерживайтесь гигиены тела и мозга. Если бы все соблюдали элементарные правила, а в информационном пространстве не нагнетали ситуацию, мы бы с вами сейчас вели почти привычную для каждого жизнь, а инфекцию воспринимали как грипп, который мы, согласитесь, уже давно не замечаем.
Во-вторых, хорошо анализируйте информацию, чтобы точно понимать, какие проблемы есть и как их решать.
Задолго до сегодняшнего дня я начал анализировать ситуацию: общался с главными врачами города и области, изучал реальное состояние медицины. Я должен был для себя определиться, что я могу реально сделать, чтобы уменьшить влияние этого заболевания на людей. Все врачи в один голос сказали мне, что нужны аппараты искусственной вентиляции легких. Не дожидаясь запоздалых обращений администрации, Президента и других чиновников, я нашел и заключил контракты на приобретение 15 таких аппаратов. В такой ситуации мне важно НЕ пропиариться, а спокойно работать в этом направлении, чтобы действительно оказать помощь местной медицине, поэтому и молчал.
На этом я не остановился и пошел дальше. Сегодня, чтобы подтвердить наличие или отсутствие вируса в организме человека, нужно сдать анализ, который отправят в Киев, а потом еще подождать результат 7-10 дней. И это в штатной ситуации. В период пика заболевания ждать придется и до 15 дней. О последствиях такого положения вещей, думаю, рассказывать не нужно.
И тут я, аграрий, подумал о том, что в нашей компании есть современные приборы, с помощью которых мы определяем наличие генетически модифицированных организмов в сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктах и т. д. Поэтому я попросил своих инженеров-химиков изучить возможность определять наличие коронавируса в крови человека. И оказалось, что с помощью одного из наших аппаратов — амплификатора CFX96 TouchReal-Time PCR DetectionSystem, 2017 производства США — можно выявлять коронавирус методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Метод ПЦР является самым точным для выявления геномной РНК вирусов, который сейчас существуют в мире, поскольку анализирует именно специфический геном SARS-CoV-2 с большой точностью обнаружения от 5 целевых последовательностей. Для этого нам нужно было закупить всего лишь реагенты для экстракции RNA/DNAVirus и наборы для прямого качественного обнаружения новой РНК коронавируса. Что мы немедленно и сделали, заказав их в количестве 200 проб в Германии. Заказали такое количество, потому что не знали реальную потребность, а специалисты не проявили энтузиазма.
Мы готовы купить и большее количество реагентов, если нашу инициативу воспримут и поддержат. И мы покажем другим областям пример того, как нужно действовать.
Более того, оказалось, что такого уровня оборудования ни в городских, ни в областных медицинских учреждениях нет. И даже те системы, которые закупаются сейчас, будут попроще нашего. Наверное, мы достаточно мощная аграрная компания, раз имеем гораздо более продуктивное оборудование, чем учреждения, где оно нужно для здоровья человека. Но открою тайну: в Николаеве, в других немедицинских структурах такие аппараты есть (как минимум три). А если говорить об Украине в целом, то их до сотни.
С помощью этого прибора можно анализировать одновременно 40-48 проб биоматериалов на наличие вируса SARS-CoV-2. По нашим подсчетам, в сутки можно обрабатывать до 400 образцов. А если задействовать все три... Цена одного такого «удовольствия» €25, но нужно ли говорить, насколько это ускорит процесс выявления заражения вирусом, и что именно такой подход поможет действительно взять под контроль его распространение?
Но и это еще не все. Поняв, что мы действительно можем помочь решить в Николаеве и области вопрос своевременного тестирования на наличие вируса, наши специалисты сразу начали искать больницу, которой мы готовы на безвозмездной основе передать такой аппарат и реагенты, чтобы они им пользовались, пока не будет решена ситуация с этой болезнью. И тут началось: то нет соответствующего сертификата в больнице, то нет специалистов, а иногда и просто отсутствовало желание что-то менять. Хорошо, говорю я, наши специалисты привезут это оборудование, помогут установить, настроить и проводить такие анализы совместно с медицинскими работниками, чтобы последние получили соответствующие навыки работы с оборудованием. Но это будет оперативно — без бесконечных тендеров, без задержки и возможности нагреть на этом руки.
Но главное, врачи смогут взять под контроль ситуацию с пандемией, работая на опережение — тестировать людей, выявлять проблему и локализовать ее, лечить тех, кто в этом нуждается, а не закрывать всех и ждать, сложа руки. То есть действовать так, как это делают ведущие страны мира, демонстрируя, что это действительно работает.
На сегодня, к счастью, мы уже определились с медицинским учреждением, которое готово принять такое оборудование, и я уверен, что мы сможем сломать эту закостеневшую бюрократическую машину.
В-третьих, власти необходимо выстроить четкую вертикаль и действовать организованно, централизованно.
Не помешает в этой ситуации и знание, что и в какой больнице нужно, своего рода реестр имеющегося, того, что нужно сейчас, и того, что можно и в следующем году закупить. Я уже столкнулся с ситуацией, когда, предложив свою финансовую помощь для разрешения ситуации с коронавирусом, получаю от врачей заказ на приобретение оборудования, которое понадобится им через год-два...
Я готов выделять значительные финансовые средства для развития этой сферы и в дальнейшем, как делал это всегда. Ведь понимаю, что за мной 7000 работников компании, а вместе с ними и другие граждане Украины. И для меня важно их здоровье. Но не стоит злоупотреблять и наживаться на этом…
Такое централизованное управление помогло бы, например, на уровне страны, имея необходимый перечень оборудования, договориться с другими странами на его поставку по приемлемым ценам. А не так, как это происходит сейчас: каждый самостоятельно ищет, потом договаривается о цене и т. д. Это, в свою очередь, способствует повышению спроса и цены.
При таком подходе мы бы с вами не читали новость, как из Украины вывозят такие необходимые нашим врачам защитные материалы. А потом мы не знаем, где их найти и как импортировать в страну по нормальным ценам.
В-четвертых, чтобы всем было понятно, я категорически против фондов. Не говорю, что это зло, но мой огромный опыт в сфере благотворительности в украинских реалиях научил меня не работать с фондами. Ведь в подавляющем большинстве случаев это деньги в никуда, никто потом не гарантирует, что оборудование будет закуплено и доставлено по назначению. Я убежден, что мой коллектив должен знать, на что тратит деньги генеральный директор и какова роль этой помощи именно для них. Поэтому сразу предостерегаю чиновников от подобных обращений. Я помогаю адресно и непосредственно получателю этой помощи.
Читать по теме: Агробизнес на карантине: как агрокомпании укрепляют «иммунитет» от коронавируса
В-пятых, никто кроме нас самих не поможет, увы. Я как предприниматель понимаю, что государство мне не поможет ни в чем. Мне нужно сеять, выращивать и хранить зерно, чтобы в Украине был хлеб (жизнь после пандемии должна продолжаться). Мне нужно строить суда и развивать перевозки по Днепру.
Эта ситуация внесла коррективы в работу наших предприятий:
- часть людей переведена на сменный график работы, что позволяет уменьшить концентрацию людей и в случае болезни одного иметь возможность временно найти замену;
- часть людей работает из дома;
- все, кто изъявил желание, взяли отпуск;
- на всех предприятиях, на каждом рабочем месте наведен порядок, принимаются все необходимые меры предотвращения распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV.
Я полностью и со всей серьезностью понимаю, что здоровье человека превыше всего. И именно поэтому я как руководитель компании не могу себе позволить сказать своим работникам: «Простите, но заработную плату за период карантина вы не получите». Я не говорю, что карантин не нужно вводить, но власть должна дать четкие и понятные сигналы бизнесу и защитить его, защитить, прежде всего, простых украинцев — работников этого бизнеса. А то получается, что в спокойные времена о бизнес «вытирают ноги», а в критических ситуациях используют его как дойную корову и вспоминают о социальной ответственности. А после кризиса о бизнесе снова забывают. И мы восстанавливаемся не благодаря поддержке государства, а вопреки его отношению к бизнесу.
И самое главное!
Мы с вами обязательно переживем и этот кризис. Главное, чтобы кризиса в наших головах не было. И станем мы еще сильнее и будем иметь еще больше достижений. В своей жизни я неоднократно слышал: «Ты не судостроитель — не строй суда» или «Ты не моряк — не создавай судоходную компанию». Но, несмотря на скепсис, я как аграрий, судостроитель и промышленник строил, создавал и достигал успеха. Я помогал, помогаю и буду помогать нашей стране, нам с вами. И сегодня хочу поблагодарить своих работников за то, что они меня поддерживают в такое сложное время. Все будет хорошо. Здоровья и мира нам всем.
Алексей Вадатурский, генеральный директор, основной владелец компании «НИБУЛОН»