Дефицит доверия
Украина избрала нового Президента, которого признали как в стране, так и в мире. Однако делать какие-либо серьезные прогнозы по «выздоровлению» экономики и возврату инвестиционного интереса к Украине пока рано. Ведь ситуация внутри страны далека от идеала.
Могу только представить, как сложно сейчас Президенту и правительству отстаивать свои позиции, ведя переговоры с инвесторами. Мне, как советнику главы правления по вопросам сельского хозяйства ПАО «КРЕДИ АГРИКОЛЬ БАНК», каждый день приходится доказывать нашим учредителям, что ситуация улучшается. Доверие инвесторов возвращается постепенно, как правило, благодаря значительным усилиям и принятию правильных решений в болезненных вопросах.
Чего сегодня ждут инвесторы от Петра Порошенко?
Первое и самое важное — успокоить страну. Второе — наладить диалог с бизнесом, предоставить ему гарантии сохранности права собственности, реформировав судебную систему. В этом смысле украинским предпринимателям, можно сказать, повезло: к президентскому штурвалу встал не только опытный политик, но и бизнесмен. Он знает и понимает волнующие предпринимателей проблемы. Пройдя Майдан, он должен был осознать разницу между интересами частного бизнеса и политической целесообразностью. Все это очень важно для возобновления притока денег в страну, вывода инвестиций украинских бизнесменов из «тени» и возврата их из оффшоров. Но это общие ожидания.
Чего сегодня ждут аграрии от Петра Порошенко?
Идя на выборы, он обещал, что страна будет «жить по-новому». Ежедневное общение с клиентами в банке показывает: их ожидания неизменны, но революционны. Во-первых, они хотят четко понимать, что будет с новым урожаем. Сейчас из-за военных действий и аннексии Крыма не ясно, как будет осуществляться экспорт, будут ли ограничения на вывоз зерновых. Я думаю, что экспортных табу в стране, потребляющей только половину производимого зерна, не должно быть. Но как поступит государство? Вопрос открыт.
Вторым агротестом станет повышение закупочной цены на зерновые до мирового уровня. Очевидно, что у Президента нет прямых рычагов воздействия в этих вопросах. Но у него есть лояльный Кабмин и большинство в Раде. Соответственно, они вместе должны найти единый подход. А с помощью Генпрокуратуры проследить, чтобы для принятия решений министерствами эффективно использовались уже имеющиеся механизмы: например, для поднятия внутренней закупочной цены — Аграрный фонд, ГЗПКУ и другие госкомпании.
Отдельная больная тема — возобновление агрокредитования. Я очень рад, что правительство наконец-то ликвидировало Госзембанк. Сегодня ни в коем случае нельзя продавать землю. В данном случае вывод исходит из жизненного правила «Хороший бизнес — это бизнес вовремя». А сейчас не время открывать рынок земли для ее продажи. Со временем — да. Так было и во Франции. Но сегодня нужно говорить только об аренде земли. И тут есть над чем поработать.
В числе первоочередных заданий — завершить работу над цифровым кадастром, потому что до его запуска все знали, как регистрировать землю, а сейчас — сплошные проблемы. Приведение в порядок арендных отношений и предоставление банкам возможности учитывать право аренды при выдаче займов позволило бы финучреждениям снизить риски по выдаваемым кредитам. Сегодня банки, выдавая кредиты, используют в основном бизнес-план и учитывают эффективность ведения бизнеса, рентабельность. Нужно создавать условия доверия между инвесторами, бизнесменами и государством.
Если доверия нет, то не будет инвестиций, кредитов и развития агросектора. А сектор надо возрождать. Работа в АПК показывает, что сегодня инвестиции в 1 га земли составляют в среднем 3,5–4,5 тыс. грн. Аграрии могут найти только половину этой сумы. Представьте, какой колоссальный резерв остается не реализованным из-за отсутствия доверия.