«Акционерное» будущее украинского АПК
Украинский агропромышленный комплекс в последние годы словно замер на распутье: в каком направлении идти? Найдется ли место для всех игроков или господство получат крупные компании, а середнячков выдавят? В свое время Франция, гражданином которой я являюсь, тоже стояла перед аналогичным выбором. Наш опыт доказывает: главное не масштабность хозяйства, а эффективность ведения бизнеса.
Как мы к этому пришли? Аграрная реформа во Франции стартовала после Второй мировой войны. В сельском хозяйстве царил хаос, доминировала спекуляция. Поколению возраста моих родителей сложно забыть голодное послевоенное время. Именно поэтому в 60-е годы XX века французское правительство при поддержке населения внедрило новую модель развития страны: уменьшило количество предприятий в городах и дало «зеленый свет» семейному агробизнесу.
Молодых людей поощряли заниматься фермерством, для них была создана специальная система налогов и субсидий. Генерал де Голль издал закон, который уменьшал право на собственность и увеличивал права на использование земли. И сейчас, когда есть возможность продавать землю, во Франции необходимо учитывать, кому ее продавать. Де-юре после войны французские фермеры обрабатывали по 10-15 га, сейчас средняя площадь хозяйств составляет 60 га. За 50 лет структура французского агросектора постепенно менялась, и доля фермеров сократилась с 50% до 3% в общем по ЕС. Больше этот показатель не уменьшается — люди хотят жить и работать в сельской местности, и государство должно помочь обеспечить комфортные условия (например, развитую инфраструктуру, доступ к Интернету).
Каково их будущее? На мой взгляд, единственно правильный путь — создавать аграрные акционерные общества. Несколько фермеров объединяются, назначают одного управленца и таким образом достигают большей эффективности (а значит — прибыльности). В Украине один француз уже работает по такой схеме в Днепропетровской области, изначально опробовав ее во Франции. Когда Украина присоединится к рынку ЕС, то идентификатором конкурентоспособности будут не только высокое качество продукции, но и цена. Аграрные акционерные общества помогут средним и мелким производителям быстрее выйти на европейский рынок и завоевать свое место.
Главной целью аграрной политики в Украине должно стать создание набора инструментов развития и поддержки мелких, средних и крупных предприятий. Нужно забыть о клише, что крупные — это зло и их надо уничтожать.
Приведу небольшой пример из жизни: на севере Франции сейчас реализуется масштабный проект по строительству молочной фермы. Мелкие французские фермеры подняли шум, что на них давят крупные производители. Так ли это? Чтобы напоить молоком и накормить молочными продуктами миллиард людей, нужно либо развивать индивидуальные хозяйства (но для этого необходимы площади размером в 5-6 земных шаров), либо объединять промышленное производство. Мировым сообществом избран второй вариант как наиболее оптимальное решение преодоления вызова времени. Кроме того, сегодня в сельской местности наблюдается отсутствие желания у молодежи оставаться работать в АПК. Все меньше молодых людей хотят подниматься с рассветом, чтобы подоить корову, и ложиться за полночь, и так 7 дней в неделю, 365 дней в году!
Украине не стоит бояться монополии в АПК, ей это не грозит. За 23 года независимости в стране появилось 40 тысяч (!) сельхозпредприятий, из которых более 100 крупных, 20 тысяч средних и остальные — мелкие. То есть места хватает и хватит всем. Однако выиграют наиболее эффективные. Даже маленькое предприятие может получать маржу $100/га, а агрохолдинг — $50/га. Все зависит от умения распоряжаться землей. Чтобы понять и принять это, должна поменяться ментальность людей. После Майдана данный процесс ускорился. Возможно, вы и сами этого еще не осознаете, но это так.
И напоследок. Украинский аграрный сектор сегодня — за шаг от того, когда крупные предприятия начнут сотрудничать со средними в сфере закупки у последних зерна на экспорт. Для средних игроков — это возможность получить закупочную цену, приближенную к мировой, а для крупных — формировать значительные партии продукции, которые будут продаваться на мировом рынке по более выгодным условиям. Я уверен, что агрохолдинги придут именно к такому дальнейшему пути своего развития.