Farming in Ukraine
6 Cards

6 Questions to Ask a Lawyer About Land Market, Lease and Dealing With Banks

22 December 2020, 11:00
2922
0
01

Upon the land market's launch, can a land share owner sell the land to another agriproducer rather than the one who now leases it?

The head of Real Estate and Land Law practice at ADER HABER law firm Aleksandra Fedotova addressed the questions of concern to farmers, in particular those related to the launch of the land market in Ukraine.

Aleksandra Fedotova, Partner, Attorney, PhD in Law, ADER HABER

Under the Land Sale Moratorium Abolition Law and the Land Lease Law, the lessee has a preemptive right to purchase the plot if it is sold and provided that the lessee is willing to pay the price at which such plot is sold. And in the case of sale of that plot at an auction, the lessee has an advantage if his offer is equal to the maximum offer at that auction. 

At the same time, in order to purchase an agricultural land plot, the lessee must comply with the legal restrictions applicable to the potential owner of such land. This person must be a citizen of Ukraine or a legal entity of Ukraine, among the owners of which there are no foreign citizens, foreign legal entities or states. It is also necessary to comply with the restrictions on the amount of land bank in the ownership of the buyer, i.e. not more than 10 thou. ha for legal entities and individuals.

The law also provides some other restrictions for buyers, but these are rather exotic cases, so we will not describe them in this article (e.g. the buyer must not be sanctioned by Ukraine or controlled by a Russian owner).

Lessees who cannot buy plots due to being ineligible will be able to transfer that right to a third party.

02

How does one formalize a lease agreement if there is none so that the land owner does not sell the land to a third party after the market is launched?

I suppose the answer to this question depends on what kind of relationship exists between the landowner and the potential buyer. If the potential buyer leases the land, but the legal relationship is not properly documented, it is necessary to sign a lease agreement, which in the future will give the preemptive right or an emphyteusis agreement.

If the case concerns the possible acquisition of a land plot which at the moment is not used by a potential buyer, such agreement cannot be concluded at this stage, since it would be void by operation of law (paragraph 15 of Section IX of the Transitional Provisions of the Land Code of Ukraine).

03

What are the dangers of using the land without a lease agreement?

It should be mentioned that according to estimates the shadow turnover of agricultural land reaches 28% of its total area. This is about 12 mln ha with no lease agreements signed and for which payments are made in cash.

The first and most real risk in such a case is that the owner of the crop produced will be the owner of the land. Moreover, if such illegal cultivation causes damage to the plot, it can also be recovered from the one who cultivated the land.

Wheat harvesting in Ukraine

Besides, such cultivation of a plot is a tax evasion with all the ensuing consequences up to criminal liability.

04

What are the most common mistakes made when drawing up a lease agreement?

The current legislation (Art. 203 of the Civil Code) provides requirements that must be met so that a transaction could not be found invalidated. The most frequent mistakes are given below.

Mistakes in essential terms of the lease agreement

Article 15 of the Law of Ukraine "On Land Lease" contains a list of essential conditions that a lease agreement for a land plot must contain. These terms and conditions must be specified in the agreement. It should also be noted that a standard lease agreement was approved by Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine No. 220 as of 03.03.2004. For the parties, it means that when concluding a lease agreement, they may specify conditions of the standard agreement but not derogate from it.

Frequently, the contract does not contain some of the essential terms, which gives grounds to challenge it. It should be taken into account that according to the position of the Supreme Court, which it outlined in 2018, an appeal of a contract on the above grounds, if it was executed successfully for years, is bad faith conduct of a party, and therefore the rights of such a party are not subject to protection.

Mistakes related to the authority of signatories

If the owner of the land plot is an elderly person, the most common mistake, strange as it may seem, is the signing of a lease agreement not by the owner of the land plot, but by his relative (daughter, son, spouse etc.). There are various reasons for this (illness, physical inability etc.). In this case, the contract will not be considered to have been concluded.

Inconsistency of will and volition

A person who signs a contract must understand what he is signing and under what conditions. It is often the case that the owner is only given the last page to sign, and he does not understand the conditions under which he signs the contract. In such cases, it usually ends up in court.

05

How does one check whether a land lease is properly formalized?

I'm convinced that the best thing to do is to consult a lawyer.

If it is impossible, a minimal do-it-yourself piece of advice would be:

  • check the presence of all the essential terms in the contract;
  • make sure that the plot owner agrees with all the terms of the contract that he/she signs;
  • check that the signatory and the owner of the plot are the same person;
  • take copies of the passport and Tax ID of the land plot owner, as well as a copy of the document of title;
  • check the registration of the right of ownership of the plot in the State Register of Proprietary Rights to Immovable Property;
  • check the absence of encumbrances on the plot (presence of a registered right to lease by a third party, perhaps, a preemptive right to conclude a lease agreement, arrests, etc.)
  • check if there are any court disputes in the unified register of court decisions.
06

How does one protect against the unlawful transfer of land into ownership of the bank?

I believe that such fears are greatly exaggerated. Mortgages of land plots will be regulated by the laws that now apply to other real estate. Attempts of illegal seizure through mortgage certainly exist, but these are isolated cases. If there is no violation of payment terms under the credit agreement, then there are no grounds to foreclose on the mortgaged property. There can be no other logic here.

Accordingly, one can protect himself simply by not violating the loan agreement. A contract should be concluded only after a thorough review of its contents. One should not sign a contract on terms that the lessee obviously cannot fulfil.

Completed withDisqus

6 карточек

6 вопросов агрария юристу о рынке земли, ее аренде и работе с банками

22 декабря 2020, 11:00
2921
0
01

Сможет ли пайщик после запуска рынка земли продать землю не тому аграрию, который сейчас ее арендует, а другому?

Мы задали волнующие аграриев вопросы, в частности те, которые касаются запуска рынка земли, руководителю практики земельного и аграрного права юридической компании ADER HABER Александре Федотовой.

Александра Федотова, руководитель практики земельного и аграрного права юридической компании ADER HABER

Исходя из Закона об отмене моратория на продажу земли и Закона об аренде земли, у арендатора есть преимущественное право на покупку участка в случае его продажи и при условии, что арендатор готов платить цену, по которой такой участок продается. А в случае продажи этого участка на аукционе, если предложение арендатора равняется максимальному предложению на данном аукционе. 

Вместе с тем для покупки с/х земельного участка арендатору нужно соответствовать законодательным ограничениям к возможному собственнику таких земель. Он должен быть гражданином Украины или юрлицом Украины, среди владельцев которого нет иностранных граждан, иностранных юрлиц или государств. Необходимо также соблюдать ограничения на объем земельного банка в собственности покупателя — не более 10 тыс. га для юрлиц и физлиц. 

В законе указаны также и некоторые другие ограничения для покупателей, но это довольно экзотические случаи, поэтому описывать их в этой статье мы не будем (например, покупатель не должен находиться под санкциями Украины или контролироваться российским собственником). 

Арендаторы, которые не смогут купить участки из-за того, что не соответствуют требованиям, смогут передать это право третьему лицу.

02

Как оформить договор аренды, если сейчас его нет, чтобы пайщик после запуска рынка не продал землю другому?

Думаю, ответ на этот вопрос зависит от того, какие существуют отношения между пайщиком и потенциальным покупателем. Если потенциальный покупатель арендует данный земельный участок, однако правоотношения надлежащим образом не оформлены, необходимо подписать договор аренды, который в будущем даст преимущественное право на выкуп, или договор эмфитевзиса. 

Если же речь идет о возможном приобретении земельного участка, который на данный момент не используется потенциальным покупателем, то на этом этапе такой договор заключить нельзя, поскольку он будет ничтожным в силу закона (п. 15 раздела IX Переходных положений Земельного кодекса Украины).  

Читать по теме: Аренда невостребованных паев. Риски для агропроизводителя

03

Чем опасна работа на земле без договора аренды?

Следует сказать, что по оценкам теневой оборот с/х земель составляет 28% от их общей площади. Это около 12 млн га, на которые нет договоров аренды и расчеты за которые производятся наличными. 

Первый и самый реальный риск в таком случае — это то, что собственником урожая будет являться собственник земельного участка. Более того, если такой незаконной обработкой участку будет причинен ущерб, то и он может быть взыскан с того, кто обрабатывал землю.

Также, такая обработка участка — это уклонение от уплаты налогов со всеми вытекающими последствиями вплоть до уголовной ответственности.

04

Какие ошибки чаще всего допускают при оформлении договора аренды?

В действующем законодательстве (ст. 203 Гражданского кодекса) есть требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы сделка не могла быть признана недействительной. Наиболее частые ошибки — следующие.

  • Ошибки с существенными условиями договора аренды

В ст. 15 Закона Украины «Про аренду земли» содержится перечень существенных условий, которые должен содержать договор аренды земельного участка. Эти условия должны быть обязательно указаны в договоре. Также нужно учесть, что постановлением КМУ от 03.03.2004 № 220 утвержден типовой договор аренды. Для сторон это означает, что при заключении договора аренды они могут конкретизировать условия типового договора, но не могут отступать от него.  

Зачастую договор может не содержать часть из существенных условий, что дает основание для того, чтобы его оспорить. При этом следует учитывать, что согласно позиции Верховного Суда, которую он обозначил в 2018 году, обжалование договора на указанных основаниях, если до этого он годами исполнялся без проблем, является недобросовестным поведением стороны, а потому права такой стороны не подлежат защите.

  • Ошибки, касающиеся полномочий подписантов

Если собственник земельного участка — пожилой человек, то самой распространенной, как ни странно, ошибкой является подписание договора аренды не собственником участка, а его родственником (дочерью, сыном, мужем и т. п). Этому служат разные причины (болезнь, невозможность писать и т. п). В данном случае договор не будет являться заключенным. 

  • Несоответствие воли и волеизъявления

Лицо, которое подписывает договор, должно понимать что оно подписывает и на каких условиях. Зачастую собственнику дают на подпись только последнюю страницу, и он не понимает, на каких условиях подписал договор. В таких случаях очень часто все заканчивается судом.

05

Как аграрию проверить, правильно ли оформлена аренда земли?

Я уверена, что лучше всего обратиться к юристу.

Если такой возможности нет, то минимальный «рецепт самолечения» ниже:

  • проверить наличие всех существенных условий в договоре;
  • убедиться, что собственник участка согласен со всеми условиями договора, который подписывает;
  • проверить, чтобы подписант и собственник участка совпадали;
  • взять копии паспорта и кода собственника участка, а также копию правоустанавливающего документа;
  • проверить наличие регистрации права собственности на участок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество;
  • проверить отсутствие обременений/отягощений участка (наличие зарегистрированного права аренды третьего лица, возможно, преимущественное право на заключение договора аренды, арестов и т. п.);
  • проверить наличие судебных споров по единому реестру судебных решений.
06

Как аграрию защититься от неправомерного перехода земли в собственность банка?

Я думаю, что такие страхи явно преувеличены. Ипотека земельных участков будет регулироваться тем законодательством, которое сейчас действует в отношении иной недвижимости. Попытки неправомерного захвата через институт ипотеки, конечно, существуют, но это единичные случаи. Если нет нарушения платежной дисциплины по кредитному договору, то и оснований для обращения взыскания на предмет ипотеки нет. Никакой другой логики тут быть не может.

Соответственно, защититься можно просто не нарушая кредитный договор. Ну и заключать договоры также следует только после предварительного детального их изучения. Не стоит подписывать договор на условиях, которые арендатор заведомо не может выполнить.

Александра Федотова, руководитель практики земельного и аграрного права юридической компании ADER HABER

Выполнено с помощью Disqus