В Казахстане фермеры отказываются от производства молока
Отказаться от производства молока было вынуждено в нынешнем году крестьянское хозяйство «Мереке» Бухаржырауского района Карагандинской области. Причиной такого решения стали низкая закупочная цена на продукт, а также отсутствие кадров — пастухов и доярок.
Глава КХ Жетпис Божбанов сетует на то, что заготовители не хотят платить дороже 30 — 40 тенге за литр молока. Эта цена крайне низкая и не покрывает расходов. Производителям молочной продукции намного проще работать с сухим молоком. Приобрели партию, разбавили водичкой — и готово. Не надо думать о покупке сырья, не надо создавать заготовительные отделы, не надо переживать об ограниченном сроке хранения натуральной продукции, пишет Казах-Зерно.
Ну, а люди, которым подсовывают суррогат вместо настоящей цельной продукции — о них владельцы многих молокозаводов думают в последнюю очередь. То же касается и кадров: на низкооплачиваемую работу идти не хотят ни пастухи, ни доярки. А платить им больше невозможно по причине дешевизны молока.
Единственный выход из этого тупика Жетпис Божбанов видит в государственном субсидировании производства молока. Именно так делают многие страны, не на словах, а на деле озабоченные качеством питания своих граждан. Однако у нас пока что небольшим крестьянским хозяйствам рассчитывать на помощь Минсельхоза не приходится.
Тем не менее, «Мереке» не сдается. Тут решили компенсировать отказ от производства молока выпуском кумыса, цена на который выше и спрос стабилен. Также всерьез взялись за развитие мясного поголовья. На базе КХ «Мереке» сейчас реализуется проект стоимостью 105 млн. тенге по созданию откормплощадки на 200 голов КРС. Предполагается, что к 2020 году хозяйство сможет заготавливать 110 тонн мяса за сезон, а также реализовывать 230 голов племенного молодняка.
Цель, казалось бы, вполне выполнимая. Уже сейчас в КХ численность КРС составляет 550 голов, плюс лошади. Не все они породистые, тем не менее, два года назад стадо пополнили 110 телок казахской белоголовой породы. А год назад привезли еще 200 голов. За «ремонт» стада отвечает несколько быков-герефордов. Все это позволило хозяйству приобрести статус племенного.
Однако тут же всплыла проблема: нехватка пастбищ и сенокосов. Согласно технологии, большую часть года животные будут нагуливать вес на пастбищах, а интенсивно откармливаться на площадке только в зимний период. Но уже сейчас 3900 га собственных земель хозяйства загружены на полную мощность. И как расти дальше без расширения кормовой базы — непонятно. Свободных земель рядом с хозяйством нет. Вот только многие из «занятых» участков на самом деле простаивают, так как хозяева держат их «на всякий случай» и не используют по прямому назначению. Однако, сетует Жетпис Божбанов, механизм передачи неиспользуемых угодий в руки эффективных собственников не отработан.
Какой-то выход крестьяне видят в использовании более продуктивных кормовых трав. Например, сейчас 2000 га — это пастбища, 1600 га заняты зерновыми культурами, 300 га — суданской травой. В зиму заготовить удалось 1000 тонн сена.
Из них 700 тонн — как раз благодаря суданской траве, которая дала по 25 центнеров с гектара. Урожай для неполивных земель неплохой. Однако в следующем году в «Мереке» планируют посеять более перспективную кормовую культуру — козлятник восточный. Это многолетняя бобовая культура, способная давать до 100 центнеров с гектара. Если дело пойдет, то на какое-то время вопрос с кормами будет снят. А дальше крестьяне надеются все же получить больше земли.
Без создания кормовой базы реализация проекта невозможна, поскольку самый перспективный скот не сможет демонстрировать показателей, если будет оставаться полуголодным.