Мы стимулируем не сельское хозяйство, а развитие коррупции — Калетник

Нестабильность — это то, что больше всего вредит сельскому хозяйству
Нестабильность — это то, что больше всего вредит сельскому хозяйству

Глава комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник — о том, какой должна быть государственная поддержка в молочной отрасли, пишет Дело.

По молоку в Украине очень негативная тенденция. Мы в 10 раз уменьшили поголовье крупного рогатого скота, в том числе молочного. Если в 1990 году в стране было 22 млн. коров, то сейчас начитывается около 2,5 млн голов. Безусловно, такое резкое падение не могло оставить нас равнодушными. Те мероприятия, которые предпринимаются каждый год в этом направлении говорят о том, что эту проблему власти искренне хотят урегулировать. Но, по моему мнению, единая стратегическая линия, которая могла бы быть эффективной на несколько лет вперед, до сих пор не разработана.

В прошлом году вырезали 42 тыс. коров с надоем по 4 тыс. литров молока. Скажите, это адекватно тому, что было потрачено 500 млн. гривен на строительство четырех ферм с высокопродуктивными коровами? Мы сняли с производства 160 тыс. тонн молока, а добавили всего 16 тыс. тонн!

Поддержка на перспективу

Нестабильность — это то, что больше всего вредит сельскому хозяйству. Даже какие-то нужные механизмы, если они являются временными, и никто не знает, будут ли они работать на перспективу, не дают позитивного эффекта.

Так что нам кажется необходимым наработать порядки использования средств и участия государства в финансовой поддержке сектора на перспективу. Участникам агрорынка нужно дать эти порядки, и не менять их 3-5 лет. Это позволило бы крестьянину ориентироваться в объемах производства продукции, в том числе животноводческой.

В Европе, например, сельхоздотация не дробится по направлениям — они выдают ее на один гектар и потом уже сельхозпроизводитель смотрит на рынок, на цены, и решает что ему выгоднее производить — молоко, сою или рапс. Но каждый фермер знает, сколько он получит на гектар господдержки. У нас же сегодня никто не знает, сколько он получит. Кому пойдут средства из бюджета на строительство ферм, кто получит компенсацию по кредитам, по посевам, и сколько именно. По сути мы сегодня стимулируем не сельское хозяйство, а стимулируем развитие коррупции в Украине.

Механизм господдержки должен быть простым и доступным для контроля — все, что удается вытянуть из бюджета, нужно просто разделить и отдать сельхозпроизводителям и там уже каждый по своим способностям будет их использовать.

Регулирование назрело

Вопрос регулирования молочной отрасли стоит очень серьезно. В одном селе есть агропредприятие в 250 коров и люди, которые держат по одной-две коровы. И один и тот же молочный завод покупает у предприятия молоко по 3,50 грн./литр, а у людей — по 1,8 грн./литр. Я уже наслушался от заготовителей и переработчиков объяснений, что цена ниже потому молоко несортовое. Но не могут же все люди сдавать одинаково некачественное молоко. Заготовители просто пользуются тем, что люди не организованы, и им можно недоплачивать. При этом я ни разу не видел в магазине несортового молока или кефира, а ведь 45% сырья поступающего на переработку — это молоко от населения.

Поэтому сейчас у нас есть сразу несколько законопроектов касающихся госрегулирования отрасли, один из который — мой. Мой очень короткий — я стою на том, чтобы срочно внести молоко в перечень объект госрегулирования. Это даст возможность потом соответствующим образом отреагировать на происходящее на рынке, в том числе путем установления минимальных цен постановление Кабмина на основании этого закона. Но производителя мы должны защитить, потому что скоро может оказаться, что и защищать будет уже некого.

Виконано за допомогоюDisqus