Россия теряет свою продовольственную независимость
Россия обладает огромным аграрным потенциалом: ей принадлежит 20% водных ресурсов планеты, 10% имеющейся мировой пашни и 55% мировых запасов черноземных почв. По площади пашни на душу населения (0, 85 га) Россия в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель, пишет Агро Перспектива.
Задача государства и бизнеса — разработать стратегию, которая позволит эффективно и бережно использовать этот великий потенциал. Тогда Россия сможет кормить не только себя, но и весь мир. «Нам давно пора прекратить борьбу за выживание и начать стабильно развиваться. Но, несмотря на все преимущества, Россия теряет свою продовольственную независимость по все более широкому спектру продуктов», — об этом рассказала в интервью The Wall Street Journal Людмила Орлова, директор Национального движения сберегающего земледелия, генеральный директор ЗАО «Евротехника», кандидат экономических наук.
Не так давно в России была принята Доктрина продовольственной безопасности, однако эксперты утверждают: страна теряет свою продовольственную независимость, а по мясным и молочным продуктам уже переступила допустимые пороги. Зайдите в любой крупный магазин — найдете ли вы там российскую говядину, свинину, баранину? Вся продукция, как правило, импортная. В минувшем году собрали хороший урожай картофеля, однако картошка в магазинах продается голландская, испанская, но не российская, передает ИА «Казах-Зерно».
Конечно, правительством были приняты определенные меры по стабилизации сельскохозяйственного производства, но не были решены стратегические вопросы рынка, инфраструктуры, технологий. Поэтому серьезных изменений не произошло.
Теперь обсуждается проект Госпрограммы развития сельского хозяйства России на 2012–2020 годы, которая должна стать продолжением действующей программы по развитию АПК на 2008–2012 гг. Однако при разработке будущей программы не был проведен комплексный анализ эффективности программы существующей. Между тем, текущая программа развития АПК фактически сорвана по ряду показателей, в том числе по технической модернизации и технологическому перевооружению отрасли, развитию НИОКР и т.д, но из этого так и не были сделаны выводы. Поэтому предложенный вариант программы развития АПК до 2020 года страдает теми же недостатками, что и предыдущая программа.
В проекте программы не определены геополитические и внутренние цели России на агропродовольственных рынках, отсутствуют четко выделенные приоритеты по развитию рынка зерна и другой сельхозпродукции.
В проекте программы должна быть сформирована государственная стратегия формирования цен на потребляемые ресурсы и сельхозпродукцию, развития современной инфраструктуры рынка с цивилизованными и честными законами и правилами, адекватными услугами.
Из проекта программы непонятно, на каких принципах будет развиваться сельское хозяйство в новых экономических условиях после вступления в ВТО, не прописаны государственные механизмы по адаптации АПК к этим условиям.
В проекте программы не сформирована аграрная технологическая политика, направленная на повышение экономической эффективности сельхозпроизводства и сохранение ограниченных природных ресурсов страны. Так, в Госпрограмме на 2008–2012 годы в качестве целевых показателей технического перевооружения представлены параметры только по кормо- и зерноуборочным комбайнам и тракторам, а прицепная техника, от которой зависит урожайность и улучшение качества сельхозпродукции (почвообработка, техника для посева, защиты растений и внесения минеральных удобрений), даже не упоминается.
В проекте новой программы сохраняются старые принципы и минимальные объемы финансирования НИОКР и науки в целом. Предлагается создание инновационных центров, но на это запланированы слишком небольшие суммы, которые не позволят осуществить прорыв в модернизации отрасли.
Очевидно, что проект программы развития российского сельского хозяйства до 2020 года нуждается в обсуждении и серьезной доработке.
Национальное движение сберегающего земледелия совместно с представителями аграрного бизнеса предлагает сформулировать главную цель аграрной политики страны так: максимальное использование аграрного потенциала России на принципах экологической (сохранения ограниченных природных ресурсов) и экономической эффективности с обеспечением доходности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей для удовлетворения внутренних потребностей страны в качественных продуктах и развития экспорта.
Для достижения описанной цели необходимо сформировать соответствующую государственную аграрную политику. Она должна строиться на принципах работы ВТО, что потребует изменения нормативно-правовой базы — Закона о сельском хозяйстве и Госпрограммы развития отрасли до 2020 года.
2012 год для России во многом решающий, и нужно приложить усилия для того, чтобы избежать экономических и социальных потрясений.