Agroweekend: Золотой рис или золотой риск?
«Мы есть то, что мы едим» — задумывался еще древний мудрец Гипократ. А что, если мы едим ГМО? Катастрофа? Ужас? Гибель человечества? Или спасение от многих пробем? Бесспорно, ни одно из изобретений ХХ века не вызывает столько полемики как генно модифицированные продукты: ведь это — очень противоречивый вопрос. И, пока различные международные организации, ученые, политики взвешивают аргументы за и против, ученые продолжают удивлять.
Одно из самых интеречных изобретений — «Золотой рис», названный так благодаря золотисто-желтому цвету, содержит бета-каротин — источник витамина А. Этот продукт мог бы стать панацеей для более, чем полумиллиона детей, каждый год умирающих в мире от дефицита витамина А.
Интересно, что именно это изобретение породило оживленные споры: его поддерживают международные гуманитарные фонды, научные сообщества, Консультативная группа по международному сельскохозяйственным исследованиям (КГМСХИ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здоровья (ВОЗ), научно-исследовательские институты. Однако, с не меньшей энергией, оно подвергается критике Greenpeace, Европейской сетью ученых за социальную и экологическую ответственность, Центром безопасности пищевых продуктов, и др.
И если для первой группы Золотой рис — воплощение того, как генная инженерия может помочь человечеству в борьбе с болезнями, голодом и смертью, то для второй эта технология — «троянский конь», открывающий дверь крупномасштабному применению ГМО технологий со сложно прогнозируемыми последствиями. Тем интереснее узнать об этой культуре побольше.
Идея бета-каротинового риса впервые возникла еще на заре биотехнологии, когда генномодифицированные продукты еще не существовали, а ученые только начинали делать первые попытки «прочитать» информацию, «записанную» в генах и перенести ее в другие организмы. Питер Дженнингс, изобретатель одного из наиболее известных сортов риса: IR 8, запустившего «зеленую рисовую революцию» в Азии в 1984 г. подал идею желтого риса Гэри Тоениссену, представителю Фонда Рокфеллера, который взялся при помощи технологии сделать то, что Дженнингс не смог воплотить, используя природу.
Первый прорыв был совершен в 1999 г. Инго Потрикусом из Швейцарской высшей технической школы и Питером Бейером из Фрайбургского университета, которые поместили в рис 2 гена (один из нарцисса, а второй из бактерий), запустивших производство бета-каротина.
Президент Билл Клинтон отпраздновал это достижение науки и посоветовал скептикам биотехнологии поступить так же: «Если бы мы могли получить больше этого риса, для разивающихся стран, это могло бы спасти 40 000 жизней в день», — заявил он.
Greenpeace же подверг рис критике: он производит недостаточно бета-каротина: рис не содержал достаточно витамина А, чтобы выполнить свою миссию.
В 2005 г. была создана улучшенная разновидность, названная Golden Rice 2, в которой содержание бета-каротина в 23 раза выше по сравнению с первым вариантом. В новом штамме ученые заменили ген желтого нарцисса на ген кукурузы, который производит намного больше провитамина А.
Однако, достаточно ли он хорош и безопасен? В 2009 г. в American Journal of Clinical Nutrition были напечатаны результаты испытаний, проведенных при участии взрослых волонтеров из США, указавшие, что бета-каротин, получаемый из золотого риса, эффективно преобразуется в витамин А и небольшая чашка такого риса может обеспечить 50% рекомендуемой нормы витамина А, протеины новых генов в золотом рисе не имеют каких-либо аллергенных свойств.
Однако исследований влияния этой культуры на биосферу не проводилось. В связи с этим биологи всерьез опасаются, что генно модифицированные культуры могут переопылить традиционные, приведя к необратимым последствиям. Риск кажется еще менее оправданным с учетом того, что в мире существуют эффективные традиционные способы борьбы с гиповитаминозом А, правда часто недоступные бедному населению.
Пока нет однозначных ответов на очень многие вопросы. Биологические, экономические и социальные споры с завидной периодичностью затихают и разгораются снова. Очевидно, что Золотой рис еще очень не скоро попадет на тарелку конечного пользователя. А, может, и не попадет никогда. Его биологические свойства и степень влияния на окружающую среду еще слишком мало изучены.
Но он несомненно являет собой великолепный пример гения научной, изобретательской мысли и практически безграничных возможностей природы и человека...
… До закладывания садов на Марсе оставалось немногим более 100 лет ;)
Оксана Кудинова, Национальный агропортал Latifundist.com