Какие они, Польские латифундисты
Наш путь в Ганновер, на выставку Agritechnica 2015 пролегает через Польшу. Чтобы немного умерить нетерпение, мы решили познакомиться с судьбой польских латифундистов.
Эта тема тем более интересна, что крупных землевладельцев в Польше просто нет. Мы имеем в виду крупных землепользователей в привычном для нас понимании.
Фермерские хозяйства, обрабатывающие более 100 га, в Польше составляют менее половины процента. И этим «латифундистам» принадлежит в среднем 347,4 га земли.
Действительно, своими аграрными успехами Польша обязана прежде всего средним хозяйствам. Что же касается мелких хозяйств, они способны обеспечить исключительно нужды семьи. По данным за 2012 год, 61,2% хозяйств дохода не приносят. Дело в том, что в Польше отсутствует такое понятие, как «приусадебное хозяйство», поэтому мелкие хозяйства призваны обеспечить только нужды семьи.
Но нас, учитывая специфику нашего издания, интересуют крупные землепользователи. И даже не те полпроцента предприятий, владеющих «на круг» тремя с половиной сотнями гектаров, а настоящие латифундисты. В стране чуть больше 200 ферм, приносящих доход более $7 млн. Причем мы выбирали хозяйство с польским капиталом, «выросшее» на постсоциалистическом пространстве. Так, в Польше есть крупное сельхозпредприятие Poldanor, обрабатывающее почти 15 тыс. га. Но оно принадлежит гражданину Дании Тому Алексгаарду (Tom Axelgaard). Есть достаточно крупные «английские» фермы. Но мы хотели поговорить не о них.
Сельхозпредприятие братьев Романовских (Romanowscy) из Бартошицкого повята (Powiat Bartoszycki) Варминьско-Мазурского воеводства (WojewództwoWarmińsko-Mazurskie) нас заинтересовало неспроста. Впечатляет (по польским масштабам, конечно) размах хозяйства. Сегодня семейное предприятие братьев обрабатывает почти 13 тыс. га, из которых в собственности находятся 8 тыс. га. Братья отказались от узкой специализации, присущей большинству польских ферм, и сегодня поставляют на рынок не только зерновые, но и молоко, и мясо. В 2013 году в хозяйстве было более 2 тыс. дойных коров, и примерно столько же откармливали на мясо.
Кроме того, братья владеют мельницей, конезаводом со 180 лошадями, лесопилкой со столярной мастерской, пекарней, гостиницей с «пунктом питания» европейского класса…
Но и этого им показалось мало. Они решили обзавестись еще и сервисом по продаже и обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования. Каждый гектар земли обеспечивает братьям более 500 злотых чистой прибыли (данные за 2013 год).
К сожалению, пока мы можем говорить только о заочном знакомстве с этими удивительными польскими «помещиками». Но мы искренне верим, что сможем познакомиться с ними лично. Больше всего удивила нас история хозяйства.
В 1978 году в распоряжении братьев были разрушенная ферма, заросшее сорняками поле и три старых трактора без колес. Удивительнее же всего то, что старшему, Мареку, тогда было 20 лет, Богдану – 15, а Роману – неполных 14 лет! В успех подростков никто не хотел верить. Сегодня они в своих немногочисленных интервью с юмором вспоминают, как брали первый кредит, и как им не хотели предоставлять в аренду землю… Да и кто мог поверить в успех подростков в конце 70-х, когда массовые банкротства сельхозпредприятий в сотрясаемой забастовками и акциями протеста стране стали привычным явлением. Сами братья считают, что успех им обеспечило то, что с первых дней они работали «не так, как все». И работали очень много…
Даже сегодня братья ведут себя совсем не так, как должны бы вести себя «настоящие» помещики. Они не боятся испачкать руки. В интервью порталу Biznes.pl один из братьев отмечал, что больше всего жалеет о том, что не может проводить столько времени, сколько хотел бы, в кабине трактора. С учетом привлечения сезонных рабочих, хозяйство обеспечивает работой с достойной оплатой до 300 человек.
Разговор о братьях Романовских мы хотим закончить еще одной важной, на наш взгляд, ремаркой. Важнейшим преимуществом польского аграрного сектора большинство аналитиков называют его «молодость». В то время как в Европе сельское хозяйство катастрофически быстро «стареет», в Польше более 15% хозяйств принадлежит фермерам моложе 35 лет. Кроме того, гарантирована преемственность почти половины хозяйств. Единственным минусом является то, что профильное образование имеют немногим более трети потенциальных наследников. Но это касается, конечно же, небольших предприятий. Крупные фермы проблем с кадрами не испытывают.
Мы очень надеемся на более близкое знакомство с польскими «сельскими капиталистами». И надеемся, что это знакомство будет интересно не только нам…