Как вытащить из пропасти украинское сельхозмашиностроение
Недавно побывал на одной международной аграрной выставке, где обсуждали дорожную карту развития отечественного сельхозмашиностроения. Честно говоря, более сюрреалистической картинки трудно придумать: вокруг блестят импортные трактора, опрыскиватели и комбайны, а украинская техника изредка выглядит, как бедный родственник.
О каком развитии отрасли можно говорить, если посреди Херсона стоит полуразрушенный машиностроительный завод?! Комбайны и сельхозтехнику никто не производит, сегодня 400 человек сидят без работы, при том, что коллектив в лучшие времена насчитывал более 1700 работников. А это НДФЛ за который так ратуют теперь после бюджетной децентрализации. В свое время Херсонский машиностроительный завод привлек лучших конструкторов, комбайн СКИФ-230 прошел испытания, на его основе можно было разрабатывать серию. Такая же ситуация и с оросительной техникой. Руководство предприятия уже три года пытается привлечь инвестиции и поставить комбайн на конвейер. Для запуска производства не хватает 300 млн грн оборотных средств.
Для нормальной финансовой и бюджетной политики 300 млн грн — это ничто. Запуск подобного стратегического предприятия — вопрос экономической политики. Такие компании — это кровеносные сосуды, по которым деньги вернуться в государство назад. Проблема, на мой взгляд, во многом обусловлено отсутствием здоровой политики протекционизма.
Нет, не «азаровщины», когда в угоду олигархам раздавались льготы, а политики нормальной поддержки отечественного производителя. По большому счету мы сегодня стимулируем импорт. Например, ввоз иностранной техники происходит по нулевой ставке. Зато комплектующие украинского производства, такие как подшипники или двигатели, подпадают под таможенный тариф — от 2 до 7%.
В этом вопросе нам стоит поучиться у Китая, откуда из года в год увеличиваем объемы импорта. Китайская экспансия идет благодаря поддержке государством производителя-экспортера. Что нам мешает сделать компенсаторные пошлины для китайского товара? Они контейнерами, контрабандой, в нарушении технических регламентов завозят сюда свою продукцию. Мы не можем конкурировать с Поднебесной, с их промышленностью, ведь им государство часть затраченных средств в виде кредитных компенсаторов возвращает назад. Вот это называется государственная политика.
Сегодня МВФ запрещает поддерживать АПК. Но давайте быть хитрее. На уровне Кабмина мы не можем этого делать, но в пределах децентрализации местные органы власти способны частично взять на себя такую задачу. Но для этого следует дать ответ на вопрос: кого мы хотим поддерживать — производителей или потребителей. Предоставлять дотации производителю, который создаст продукцию, а потом останется с ней сидеть, или потребителю? На мой взгляд, в первую очередь — потребителю.
С одной стороны, нам связывает руки МВФ, запрещая дотирование АПК, а с другой — мы делаем экспансию на внутреннем рынке. Например, создаем сводные фонды в местных бюджетах как компенсаторы процентов по кредитам на сельхозтехнику отечественного производства, и выдавать такой компенсатор при обязательном условии фактического увеличения рабочих мест сельхозтоваропроизводителем. И каждая предоставленная гривна привлечет средства банковского сектора и лизинговых фондов.
Таким образом, мы заводим нашу технику к потребителю, он оснащает свой автопарк отечественными ХТЗ, кировоградской сеялкой, херсонским комбайном и оросительной техникой.Заливать миллиона гривен на восстановление предприятий не стоит. И, честно говоря, на это нет средств. В 2016 г. для ГП «Спецагролизинг» на программы финансового лизинга заложили лишь 3,8 млн грн. В прошлом году было в 15 раз больше… Целесообразнее на базе действующих производств создавать лизинговые компании, которые будут на приемлемых условиях поставлять аграриям технику.
Украинскому фермеру «кровь носом» нужна своя техника. Цена отсутствия собственной техники — то, что мы до сих пор не стали, как сказал посол США в Украине аграрной сверхдержавой». Не в последнюю очередь из-за дефицита техники мы ежегодно теряем 5-6 млн т зерна за счет несвоевременного сбора и 1,5-2 млн из несвоевременного посева. Прокатитесь по Польше, вы там увидите кучу тракторов или сеялок местного производства. Да, это не «навороченные» CLAAS или John Deere, но они надежно работают и на порядок дешевле. Я верю, что это время скоро наступит и у нас.
Андрей Гордеев, народный депутат Украины, член бюджетного комитета