Agroweekend: Реклама как двигатель... искусства

продукты питания

Сегодня уже мало кто помнит, как выглядели отечественные магазины примерно до середины семидесятых годов.

Стены за спинами продавцов украшали заботливо выложенные пирамиды из консервных банок, конфет и шоколадок, в зависимости от отдела.

Куски мяса обязательно были украшены пучками зелени. А уж что говорить об отделах «сыр-масло», витрины которых украшали ежики, мишки и зайцы, вылепленные из масла.

Особой популярностью у детей пользовались фигурки, вырезанные из твердого сыра. Некоторые родители специально отправлялись в магазин к закрытию, чтобы отпрыску, наотрез отказывающемуся есть твердый сыр, купить такого сырного медвежонка. А утром фигурки снова появлялись в витринах.

Наверное, оформлением отчасти компенсировалась скромность предлагаемого изобилия, но было красиво. Потом из витрин исчезли не только ежики с мишками, но и сами масло и сыр, а пирамиды банок со «сгущенкой» перестали являться советским людям даже во снах.

Магазины очень быстро превратились в унылые торговые точки с грязными полами, серыми халатами продавцов и хмурыми покупателями. Главным двигателем торговли на долгие годы стал дефицит. Практически вся реклама была посвящена полезным свойствам продуктов, оставшихся в свободной продаже — мойвы, кильки в томате и икры (кабачковой, баклажанная к тому времени тоже исчезла).

Но так было не везде. И пока советские люди стояли в очереди за «порционными» тремястами граммами сливочного масла, «там» мастера создания настоящих произведений искусства из привычных продуктов совершенствовали свое мастерство. Мы уже говорили об удивительных скульптурах из обычных овощей и фруктов, способных привлечь всеобщее внимание к экспозиции на выставке или витрине магазина. Но в рекламе нуждаются и другие продукты. Например, Сара Коуфман (Sarah Kaufmann), более полутора десятка лет проработавшая в молочной промышленности, нашла свое призвание в создании настоящих произведений искусства из… сыра. В зависимости от сложности, изготовление сырного шедевра занимает от шести часов до нескольких дней. А о том, почему у Сары нет отбоя от заказчиков, можно судить по фотографиям.

Кстати, конкурентов у Сары немало. В том же штате Висконсин живет и трудится еще один «сырный скульптор» Трой Лэндвер (Troy Landwehr). Его сырная композиция по мотивам картины Джона Трамбалла «Подписание декларации независимости» занесена в Книгу Гинесса. Для ее создания потребовались тонна сыра и неделя кропотливой работы.

Примерно столько же времени потребовалось и для создания 320-килограммовой копии знаменитой горы Рашмор.

Мы еще вернемся к этой горе. Поэтому напомним, что для того, чтобы высечь в скалах скульптурные портреты президентов Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна, почти 15 лет трудились более 400 рабочих. За это время было вывезено более 360 тыс. т горных пород.

Но, как говорится, не сыром единым. Создатели скульптур из сливочного масла вынуждены работать в достаточно некомфортных условиях. Да и сохранить их произведения сложнее. Ведь оптимальная температура масла при работе должна быть всего 13°С. Соответственно, и храниться изделия должны при такой же температуре. Джим Виктор (JimVictor) признается, что предпочел бы работать с более долговечным материалом. Однако, заказчиков у него настолько много, что выкроить время для работы с деревом удается очень редко. А поскольку за скульптуры из масла платят гораздо больше, выбор очевиден. Учитывая специфику продукта и заказчиков, большая часть работ посвящена производству молока и масла. «Значит, это кому-нибудь нужно…»

Замечательный повар Випула Атукорале (Vipula Athukorale) прославился своими необычными скульптурными изображениями, сделанными тоже из масла. Более четверти века оттачивал он искусство «кухонного резчика». Дважды, в 2010 и 2014 гг. становился он победителем всемирного кулинарного конкурса.

Как и обещали выше, мы снова возвращаемся к горе Рашмор. Правда, на этот раз в связи с несколько сомнительным рекламным достижением. В Америке весьма неплохо живет и очень даже процветает производитель вяленой говядины Джек Линк (Jack Link). Ежегодно ко Дню солонины (есть у американцев и такой праздник) он придумывает рекламную акцию, достойную мясного короля. Так, в 2014 г. по его инициативе и, естественно, на его деньги, была создана «мясная» копия знаменитой горы с портретами президентов. Правда, основа скульптуры высотой почти 14 футов (4,2672 метра) была изготовлена из пенопласта. Но и на ее облицовку использовали более 1600 фунтов (726 кг) вяленого мяса индейки, говядины и свинины. Правда, сами американцы столь эксцентричную рекламу восприняли более чем скептически…

Общество готово мириться с убийством животных ради получения пищи, но использование мяса убитых животных в других целях большинство людей считает аморальным. Хотя, время от времени появляются творческие личности, считающие, что, поскольку человек создан из плоти, окружать его должны вещи, «соответствующие его сущности».

Таков, например, итальянский художник Симон Рашели (SimoneRacheli). У большинства людей его поделки вызывают искреннее отвращение, и такая реклама вряд ли достигла бы цели. Хотя, здесь мы позволили себе небольшую профанацию. Симон работает исключительно с пластиком и папье-маше. Тем не менее, несколько попыток использовать его произведения в рекламе оказались неудачными.

Примером относительно успешного использования мясных продуктов в рекламе может быть плакат, созданный по замыслу фотохудожника Карла Варнера (Carl Warner). Дело в том, что в период I Мировой войны британский художник Альфред Лит (Alfred Leete) создал популярный плакат, известный как «Лорд Китченер». Прообразом для автора послужил британский военный деятель Гораций Герберт Китченер.

Удивительно, но патриотичные британцы новый плакат с рекламой горчицы приняли довольно благосклонно. Для его создания были использованы шестнадцать видов мяса. Предполагалось, что фото аппетитного плаката будет размещаться в мужских журналах и на сайтах, адресованных сильной половине человечества. Видимо, женскую психику, все же, решили пощадить…

Тема использования продуктов для создания произведений искусства и применения таких произведений в рекламе обширна. Мы снова вынуждены были выбрать то, что нам показалось более интересным. Описать более сорока конкурсов и фестивалей мирового уровня, не говоря уже о множестве местных смотров, немыслимо. Мы хотели просто рассказать о явлении, о том, каких высот достигло искусство, зародившееся в витринах гастрономов. И задаться вопросом: а нужно ли все это нам?

Андрей Бескорсый, Latifundist.com

Виконано за допомогоюDisqus