Агрогруз под замком? Без паники — выход есть!
Аресты агропродукции в портах — это, к сожалению, частое явление для Украины. Каждый экспортный сезон Interlegal участвует в решении не менее десятка таких дел.
А порой речь идет не совсем об арестах. Так, сейчас часто возникают ситуации, когда без решения суда об аресте товар, который находится на терминале или даже на судне, блокируется правоохранительными органами по различным причинам. В результате добросовестный покупатель агропродукции не может оформить операцию по экспорту и забрать свой товар на зафрахтованном судне или отгрузить его своему заказчику за рубежом. Такое блокирование обычно сопровождается значительными убытками практически всех участников поставки и перевозки вследствие незапланированного хранения в порту, простоя судна или контейнеров, нарушения контрактных обязательств, порчи товара и пр.
Читать по теме: Аресты агрогрузов на терминалах. Игра без правил
На грани абсурда
Понятное дело, что бывают реальные основания для наложения ареста на агрогруз. Но все бы хорошо, если бы не было при этом нарушений со стороны самих контролирующих органов. Иногда имеет место умышленное бездействие таможни в процессе оформления. Предлогом становятся формальные требования правоохранительных и таможенных органов (письменные, а в ряде случаев — устные) о повторных осмотрах, изъятии товара, передаче на ответственное хранение без надлежащих правовых оснований и пр.
В ряде случаев мы сталкивались с неправомерным арестом агропродукции, которая рассматривается как вещественное доказательство или даже орудие преступления (!). В нашей практике были дела об отмене арестов, в которых агропродукция урожая 2017 года была арестована в связи с тем, что она якобы хранила на себе следы преступления. При этом обстоятельства, являвшиеся предметом расследования в этом уголовном деле, имели место… в 2015 году. Какие следы преступлений 2015 года планировали обнаружить в урожае 2017-го, осталось загадкой и для нас, и для судьи, вынужденного отменить арест.
Взять на испуг
Чаще всего правоохранители пытаются бороться с недобросовестными трейдерами путем шантажа добросовестных покупателей.
Схема проста: неважно, кто продавец и покупатель, надо арестовать товар в порту, а лучше на судне. Тогда тот, у кого больше убытков, сам придет и будет искать любой способ их сократить.
В таких случаях испугавшийся за судьбу груза трейдер, как минимум, даст информацию о поставщиках, скажет, как найти искомых лиц, а максимум — предложит что-то за освобождение товара, в результате попадая в списки «сговорчивых». В этом случае вероятность того, что ситуация повторится в следующих контрактах, естественно, увеличивается.
Мы в Interlegal твердо убеждены, и это доказывает опыт: чем более принципиальным будет поставщик, покупатель или другой участник перевозки/поставки товара в отстаивании своей позиции, тем меньше шансов получить проблему в следующем сезоне, или, как минимум разрешить ее с минимальными потерями.
Когда ждать ареста?
Спрогнозировать, что твой груз могут арестовать во время определенной поставки, крайне сложно. При этом недобросовестных продавцов, пытающихся уклониться от возврата валютной выручки, и других «схемщиков» достаточно много. А поскольку экспорт агропродукции — один из лидеров по поступлению валюты в страну, соответственно, внимание правоохранителей, и, соответственно, количество уголовных дел постоянно растет.
Одним из механизмов снижения рисков является постоянный мониторинг по определенным базам данных и государственным реестрам, чтобы не пропустить в свои цепочки закупки «грязных» поставщиков. Для этого у больших трейдеров существуют службы безопасности или можно прибегнуть к помощи сторонних компаний. Для своих клиентов мы, время от времени, проводим подобный анализ в конкретных поставках.
Правда, бывает так, что уголовные дела «свежие», и тогда единственным способом избежать убытков или максимально их снизить является оперативное противодействие появившимся затруднениям при оформлении экспорта. При этом медлить крайне нежелательно. Если в прошлые годы арестованное имущество могло месяцами лежать на терминалах, то в 2017 г. мы не раз сталкивались с попытками «подковерной» продажи агропродукции клиентов в рамках уголовных процессов. Более того, уже есть примеры успешной реализации товаров в похожей ситуации. Так что цена промедления может быть крайне высокой.
Оперативная реакция на ситуацию и своевременное обращение за юридической помощью, обычно, позволяет защитить собственность и обеспечить экспорт товара. Тут важна сама решимость собственника аграрного груза защищать свою собственность до конца, а также готовность оперативно предоставить юристам всех необходимых документов и информации.
Фактор риска
Что касается маркеров, которые помогают предвидеть возможный арест, то одним из них вполне может стать требование передосмотра товара таможенными органами, основанное устными требованиями и/или «письмами» ГФС, ГПУ или СБУ одновременно с очевидной неспешностью в осуществлении таких процедур. Любые письма, запросы или требованиями в отношении товара, где фигурируют уголовные дела или процессуальные действия с упоминаниями поставщиков, которые имели место в цепочке поставки вашего товара, — также маркер.
Практическая плоскость
Юристы Interlegal не пользуются в своей работе коррупционными механизмами. Такая практика иногда встречает непонимание со стороны коллег и клиентов. Плюс это стоит нам значительно больших усилий в судах, так как мы должны на каждый довод представителя государства предоставить 2-3 контраргумента, которые мы основываем на законе и практике международной торговли и логистики, в которых великолепно разбираются наши специалисты. Однако отметим, что стереотип «все судьи — взяточники» сильно преувеличен. В большинстве процессов нас судьи вынуждены слушать и слышать. Где-то мы спорим, а где-то помогаем судьям разобраться в тонкостях международной торговли и «на пальцах» объясняем значение терминов и документов. Но мы знаем: чем профессиональнее судьи, тем требовательнее они относятся к следователям, которые подают им ходатайства о новых арестах.
Надо понимать, что нам приходится не только отбивать аресты. К примеру, у нас одна из крупнейших в мире практика арестов судов по морским требованиям. И в рамках этой практики мы не менее успешно арестовываем суда, обосновывая необходимость такой процедуры судьям и помогая клиентам, в том числе трейдерам, защитить их интересы в случаях нарушений со стороны судовладельцев. Например, совсем недавно мы выследили судно, которое ранее нарушило условия чартера одного из наших клиентов, тем самым, причинило ему убытки как фрахтователю. Нам пришлось его арестовать в одном из портов Украины, вследствие чего судовладелец вынужден был компенсировать убытки, включая расходы на арест и наш гонорар.
Конечно, мы видим и понимаем, что неправомерных и даже абсурдных арестов товаров в портах не становится меньше, а значит, кто-то платит и, вероятно, много. Вполне возможно, что это те самые поставщики, которые действительно торгуют при помощи сомнительных схем и считают это справедливой платой за свои методы ведения бизнеса.
Для решения проблем с арестами агрогрузов Interlegal подготовила в этом году новый юридический продукт, который позволяет подать жалобы и заявления о необоснованном аресте в течение нескольких часов после его наложения, подготовив все необходимые документы заранее, если те самые «маркеры» подскажут клиенту или нам, что «пахнет арестом». Продукт направлен на то, чтобы существенно повысить оперативность предоставления адвокатской поддержки и снизить вероятности и/или объем убытков трейдеров.
Еще раз подчеркнем, что только оперативность в анализе, решениях и действиях, а также экспертное понимание процессов международной торговли и логистики позволяют спрогнозировать развитие ситуации на несколько ходов вперед и успешно бороться с неправомерными, подчеркиваем, именно неправомерными действиями правоохранительных органов. Ведь миссия Interlegal — быть полезными людям из шиппинга, транспорта и международной торговли в их честном бизнесе
Артем Скоробогатов, партнер Interlegal