«Холдингомания» в АПК
С 2006 года я регулярно читаю новости крупных сельскохозяйственных предприятий Украины. Еще, будучи менеджером по продаже техники АСА «Астра» узнал, что в Украине свыше 30 млн га пашни. Мы с коллегами считали, сколько потенциальных покупателей в одной области?
Самый грубый, навскидку, подсчет, например, в Одесской области 20 районов, в среднем в каждом районе было по 20 колхозов. Таким образом, как минимум должно быть 400 крупных предприятий. В целом по стране около 8 000? Грубый расчет! То есть эти предприятия контролируют большую часть 30 миллионной площади. По 3750 га на одно хозяйство. Это справедливое распределение во имя конкуренции на благо общества.
Именно для составления маршрута и очередности визитов к руководству компаний составил (используя открытую информацию) – перечень наиболее крупных хозяйств, у которых площадь арендуемых земель в 3 раза (и больше) превосходят расчетное значение 3750 га. В 2010 году суммарная площадь сотни лидеров едва превышала (!) 1 млн га. Остальное – относительно мелкие ООО и ФХ.
За три года моих наблюдений агрохолдинги-лидеры увеличили земельный банк до 5 млн га. По моим наблюдениям, рост предприятий два года назад происходил за счет прямого набора земельных участков путем подписания договоров аренды и вытеснения слабых соседей.
Специалисты по вопросам аренды утверждают, что сегодня свободной земли нет. Есть возможность только перекупить предприятия или перезаключить договора. Не буду пугать читателей стоимостью таких сделок.
Академик М.Ф. Крапивко предложил ограничить площади аренды земли одним арендатором до 30% от общей площади сельскохозяйственного назначения административного района, оставив простор для деятельности других сельхозпредприятий: фермерских и личных крестьянских хозяйств и т.п.
Наиболее важные процессы, характеризующие развитие агрохолдингов следующие:
- капитализация предприятий на основе концентрации земель сельскохозяйственной назначения, укрупнения мощностей для хранения и переработки зерна и животноводства;
- формируются горизонтально и вертикально интегрированные, ориентированные на экспорт, структуры, имеющие мощный административный ресурс;
- увеличение доходов от производства продукции сельского хозяйства за счет эффекта масштаба и влияния на ценообразование;
- осуществление продажи, слияния и поглощения компаний за счет передачи корпоративных прав даже при наличии моратория на продажу земли;
- создается инвестиционная привлекательность для зарубежных компаний, путем размещения ценных бумаг на фондовых рынках, привлечение капитала (IPO), (что не под силу мелким и средним компаниям в связи с отсутствием доступного кредитования) и привлечения кредитов международных финансовых организаций.
Что выиграли мы? Поищем положительные моменты!
В своем коротком выступлении на открытии нового офиса «Приватагролизинга» в 2012 году я заметил, что 15 лет назад мы продавали с/х технику, арендуя под офис Красный уголок Областной сельхозхимии, площадью 30 кв.м. Понятно, не было сервисных мастерских и складов запасных частей. Теперь на крыше офиса есть даже две вертолетные площадки. Покупатель стал другой! Изменились условия работы в компаниях, изменился спрос и предложение. И это плюс!
Увеличилась арендная плата в разы! Регулярность выплаты повысилась. Теперь за этим следят конкуренты. Ведь не выплаченная арендная плата может служить причиной расторжения договора аренды! Вспомним, что городские жители за свои сертификаты вообще ничего не получают.
В очень многих селах появились детские площадки, школьные автобусы, храмы, АЗС, дороги к элеваторам и МТС.
Поля стали чище и ровнее.
Каждый читатель может добавить положительные детали – как приятно стало работать в различных отделах администрации. Работа чиновников стала более творческой, структуры развиваются, придумывают новые формуляры, улучшения. Все новые и новые варианты заботы о собственниках земельных участков, подменяя процедурой регистрации само понятие собственности. То есть не ясно, у кого арендуем? Кто важнее в договоре между собственником и арендатором? И почему еще кто-то должен вмешиваться, если его не просят?