Временно-постоянное налогообложение
«Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу»
В. Черномырдин
На текущем этапе развития нашего государства, очень остро стоит вопрос реформирования практически всего. Но ветер перемен как-то не спешит подуть в тихую гавань налогообложения аграрного сектора Украины. И не только последние порывы этого ветра не задувают в эту гавань. Там вообще полный штиль уже с 1 января 1999 года.
Именно с этой даты начал действовать Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.1998 года №320-XIV (далее – ФСН). Этим законом сельхозпроизводители освобождались от целого ряда налогов, сборов и обязательных платежей. Самое главное – от уплаты налога на прибыль предприятий. Сумма ФСН рассчитывалась (и продолжает рассчитываться) путем умножения коэффициента, определенного законом, на нормативную денежную оценку земли, по состоянию на 01.07.1995 года. Сущие копейки по сравнению с возможными обязательствами по налогу на прибыль.
Закон должен был действовать до 1 января 2004 года, как временная мера для стабилизации сельскохозяйственного производства (кстати, ради этой же стабилизации, с 01.01.1999 г. по 01.01.2001 г. сельхозпроизводители не платили даже ФСН).
Опуская историю развития событий вокруг ФСН, скажу лишь то, что действует он до сих пор (перекочевав из закона в Налоговый кодекс) и, якобы, будет действовать до 01 января 2018 года. Вот такой вот временно-постоянный налог!
Все попытки его отменить всегда сталкивались с сопротивлением сельхозпроизводителей, несмотря на то, что сроки отмены были четко прописаны в законодательстве.
Аргументация всегда примерно такова:
Это единственная форма поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства.
Если будет упразднен ФСН, то украинские сельхозпроизводители будут неконкурентными, по сравнению с сельхозпроизводителями в ЕС, которые получают значительный объем дотаций.
Переход на общую систему налогообложения и европейскую систему дотаций чреват высокими коррупционными рисками, в то время как ФСН действует в автоматическом режиме.
Это, пожалуй, основные факторы. Есть еще масса эмоциональных «в случае отмены ФСН, не досеем, не дожнем, не дооплодотворим, не дородим, не довыкормим», которые различные ассоциации исчисляли миллиардами гривен.
Та же история со специальной системой НДС для сельхозпроизводителей, согласно которой такие предприятия не платят НДС в бюджет, а аккумулируют у себя на спецсчете для последующего использования в хозяйственной деятельности. Временно-постоянное налогообложение.
Любые предложения по реформированию такой «аграрной» системы налогообложения отвергались сельхозпроизводителями. Рискну оказаться в числе отвергнутых и сделать еще одно предложение:
ФСН и спец НДС отменяется.
Сельхозпроизводители переходят на общую систему налогообложения по налогу на прибыль и НДС.
При этом применяются льготные ставки по налогу на прибыль и по НДС.
Ежегодно льготная ставка возрастает на 1%, до достижения общей ставки.
В течение 1 года не применяются штрафные санкции за ошибки при составлении налоговой отчетности, т.к. бухгалтера на сельхозпредприятия уже порядком отвыкли от налога на прибыль и деклараций по нему.
Таким образом, мы сохраняем государственную поддержку отрасли, уходим от дотаций, распределение которых потенциально может быть непрозрачным и система работает также в «автоматическом» режиме.
Дискуссия может быть об уровне первоначальных «льготных» ставок, трансформации особых правил сельскохозяйственного учета (ПСБУ 30 «Биологические активы» или IAS 41 «Agriculture») и т.д., но это технические моменты, которые могут быть сняты на экспертном уровне.
Для государства такая реформа принесет плоды не только в виде доходов бюджета, но и в виде реального сокращения количества налогов (а не маскировки ФСН за единым налогом), сокращения форм отчетности, а значит и персонала ГФС, ответственного за их администрирование.Кстати, хоть сельхозпредприятия и могут выбрать спец НДС, это не означает, что они не платят НДС в бюджет вовсе. Платят, с операций несельскохозяйственного назначения. И ведут для общего НДС обычную декларацию. Так что и сельхозпроизводителям будет проще администрировать этот налог.
Ну, а когда коррупция в Украине будет побеждена, можно будет обсуждать и переход к выплате дотаций. Но это уже совсем другая история. Потому заканчиваю тем, с кого начал: «Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно» — Виктор Черномырдин.