Эстония наращивает экспорт продуктов питания
Число стран, в которые экспортируются продукты питания из Эстонии, довольно внушительно. Зачастую причина, по которой продукты из Эстонии пользуются спросом, связана с доступной ценой, которая достигается за счет зарплаты местных работников, сообщает УкрАгроКонсалт.
В то время, когда внутреннее потребление в Эстонии скорей снижается, экспортные показатели пищевой промышленности заметно возросли.
«В Эстонии не более десяти процентов потребителей, которые могут себе позволить все, что душе угодно», — констатирует глава Эстонского союза пищевой промышленности Сирье Потисепп. — Большинство людей очень внимательно смотрят, что за товар и по какой цене, и только потом покупают».
«Если нет затрат и если тратить нечего, то «система кровообращения экономики» тоже не может нормально функционировать — сбои оказываются неизбежны», — отметила она в связи с прошлогодним четырехпроцентным снижением объемов продаж продуктов питания.
При этом экспорт продуктов питания за пять лет вырос почти в два раза. За первые 11 месяцев 2011 года, по данным союза пищевой промышленности, было экспортировано продуктов питания на сумму порядка 343 миллионов евро, что на 6,6 процента больше, чем было годом ранее.
Ставка на низкую цену
Самыми крупными экспортерами являются производители молочных продуктов, у которых за 11 месяцев прошлого года экспорт вырос на 8,5 процента. С тем, что в результате продажи молока египтянам, мы сами можем испытывать его дефицит, Потисепп не соглашается.
По ее словам, уровень обеспеченности Эстонии сырым молоком превышает рубеж в 160 процентов.
Подобно другим отраслям промышленности экспорт продуктов питания также зависит в первую очередь от ближайших соседей.
«Если их экспортные партнеры сократят заказы, экспорт наших предприятий также будет сбрасывать обороты, — отмечает Потисепп. — Первые признаки этого уже налицо — говорят, что рождественские заказы на экспортную продукцию для некоторых предприятий уменьшились».
Больше всего продуктов питания уходит в Россию, Латвию, Финляндию, Литву и Германию. Пылваское производство Tere получило в прошлом году т.н. халяльный сертификат, который открыл его продукции путь в мусульманский мир. Зерновые культуры из Эстонии в прошлом году, помимо прочих стран, поставлялись в Ливию, а замороженные ягоды экспортировались, например, в Китай.
Для промышленности рост объемов экспорта хорошая новость, однако повышение зарубежного спроса оказывает свое воздействие на цены на родине. И обычно они действительно повышаются, хотя министр сельского хозяйства Хелир-Валдор Сеэдер и утверждал обратное.
На внешних рынках продукты питания из Эстонии до сих пор выделялись прежде всего за счет более доступных цен. Это конкурентное преимущество достигалось в первую очередь за счет низких зарплат здешних работников.
«Почему же мы должны делать ставку именно на высокое качество при сравнительно средних ценах, в том числе и при реализации товара на внешних рынках? — задается вопросом Потисепп. — А все потому, что в Эстонии, к сожалению, отсутствуют известные и раскрученные на мировом уровне торговые марки».
Перепродают с наценкой
Качество эстонских продуктов во всех отношениях соответствует необходимому уровню, но, к сожалению, хороший эстонский сыр скупается в качестве т.н. производственного сырья, которое в стране потребления упаковывается в привлекательную упаковку и перепродается по более высокой цене.
По словам Потесепп, в данном случае проблемой остается небольшой размер предприятий в Эстонии, поскольку создание торговой марки на внешнем рынке требует крупных расходов.
«Необходимо производить хорошую и качественную продукцию, следить за тем, чтобы она соответствовала требованиям конечного рынка и серьезно работать над обеспечением продаж», — отмечает директор по экспорту предприятия Valio Eesti Элар Оллик.
Гораздо сложнее и накладней с точки зрения ресурсов обеспечить, чтобы товар с прилавка магазина действительно попал на стол к покупателю.
Для того, чтобы пробиться на внешний рынок, можно было бы объединить усилия с отечественными конкурентами. «В том случае, если прорыв на рынок привлекателен и выгоден для всех участников, то почему бы и нет», — прокомментировала такой вариант директор по сбыту Раквереского мясокомбината Трийн Лыоке.