Россия может отказаться от норвежской рыбы

Импорт норвежской рыбы в Россию может попасть под запрет. Причина — сальмонелла и кишечные палочки в крабе и лососе. Результатом станет не только резкое падение доходов норвежских рыбаков, но и дефицит рыбы в российских магазинах. Подоплекой этих событий, возможно, является обострение российско-норвежского конфликта в области рыболовства.

По данным Россельхознадзора, за последнее время, несмотря на предоставляемые норвежской стороной гарантии, участились случаи поступления опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции из Норвегии в Россию. Так, в ходе лабораторных исследований в партии охлажденной семги были обнаружены сальмонеллы, в партиях камчатских крабов и лосося — бактерии группы кишечных палочек.

По данным Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы (НКВЭР), Россия по итогам 2011 года обошла Францию и впервые стала крупнейшим рынком экспорта норвежской рыбы. Стоимость общей ввезенной в Россию норвежской рыбы в прошлом году составила 679 млн евро, что соответствует около 10% от всего норвежского экспорта рыбы и морепродуктов. Большая часть приходится на семгу: Россия купила этой рыбы на 401 млн евро в 2011 году.

«Запрет на поставки рыбы из Норвегии в Россию, конечно, будет серьезным ударом по норвежскому рыбному рынку, — говорит руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. — Правда, норвежцы могут перенаправить свои экспортные потоки в США, Японию и Китай. Однако это выльется в существенное увеличение затрат — на логистику и дистрибуцию».

Россия же сможет найти замену норвежской рыбе, уверен эксперт. «Норвегия является основным поставщиком сельди, мойвы, а также семги и форели для России. Но в 2011 вылов российскими рыбаками этой рыбы существенно вырос. Поэтому если будет введен запрет на поставки норвежской рыбы, то Россия сможет заместить норвежский экспорт за счет собственного улова и за счет перераспределения импорта из других стран», — говорит Митупов.

За исключением роста объемов экспорта норвежской охлажденной семги и мороженой скумбрии, по другим позициям произошло значительное снижение норвежского экспорта, замечает Митупов. По его словам, если до 2011 году норвежский экспорт рыбы в Россию увеличивался, то в прошлом году произошло значительное снижение объемов экспорта рыбы из Норвегии в Россию.

По данным НКВЭР, в 2011 году в Россию было экспортировано в общей сложности 20 тыс. тонн форели норвежских фьордов, что на 5% меньше, чем в 2010 году. На 23,5% упал экспорт норвежской сельди: с 166 тыс. до 112 тыс. тонн. Объем экспорта норвежской мойвы за 2011 год составил 33 тыс. тонн, что на 23% меньше, чем в 2010 году.

По данным НКВЭР, в стоимостном выражении поставки рыбы из Норвегии снизились в прошлом году на 1%, а по объему — почти на 14% до уровня 300 тыс. тонн. В России наблюдается тенденция снижения импорта и активного процесса импортозамещения по рыбе, отмечает Митупов.

«Надо понимать, что Норвегия является не единственным поставщиком форели и семги в Россию. Мы можем импортировать ее из других стран. По сельди можем увеличить объемы импорта из Исландии, по форели — из Чили, которая раньше была крупнейшим экспортером форели в Россию», — добавляет Митупов.

Однако проблемы, по его словам, могут возникнуть с охлажденной семгой и форелью, потому что с Дальнего Востока и других стран лососевые ввозят в основном в замороженном виде из-за удаленности регионов, а Норвегия — рядом, и оттуда идут большие объемы охлажденной рыбы.

Как раз в партии охлажденной семги из Норвегии Россельхознадзор и обнаружил сальмонеллы. При этом из 104 тыс. тонн норвежской семги, завезенной в Россию в 2011 году, 95% было экспортировано в виде охлажденной цельной рыбы и лишь 5% — в свежемороженном. Таким образом, запрет на ее поставки из Норвегии может привести к дефициту охлажденной семги в российских магазинах, и, как следствие, к росту цен.

Впрочем, запрет на экспорт рыбы из Норвегии может быть связан также с обострившимся в прошлом году конфликтом между Россией и Норвегией в области рыболовства. Российские рыбаки не могут спокойно ловить рыбу в свободном районе Шпицбергена даже после подписания в сентябре 2010 года договора о разграничении и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В прошлом году увеличилось число арестов российских судов норвежскими властями, о чем говорил председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ и Северного бассейна Вячеслав Зиланов.

По его словам, норвежцы незаконно арестовывают российские суда. К примеру, Норвегия приняла правило, запрещающее выброс рыбы и отходов переработки в море. Однако это правило страна распространила не только на норвежские воды, но и на открытое море в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море, где и арестовывает российские суда. Однако эти воды являются открытыми, в том числе для России, и там не может действовать внутреннее законодательство Норвегии.

В октябре прошлого года Росрыболовство заявило, что намерено принять адекватные меры в отношении Норвегии в связи с участившимися случаями задержания российских судов в районе архипелага Шпицберген.

Ко всему прочему, недавно Норвегия заявила, что готова поставить Украине альтернативное российскому «голубое топливо», причем «на максимально льготных условиях». Такая неожиданная дружба норвежцев к украинцам проявилась на фоне затянувшихся и довольно нервных переговоров России и Украины по изменению газовых договоренностей 2009 года, сообщает Siteua.

Виконано за допомогоюDisqus