Земельный банк — государственный монстр по-украински?
"Рынок земли — это не более, чем инструмент. Если мы не понимаем, что мы делаем, а рынок земли становится целью, то это абсолютно неправильно», — такое мнение в эксклюзивном интервью Национальному агропорталу Latifundist.com высказал президент «Украинского клуба аграрного бизнеса» (УКАБ) Алекс Лисситса.
По его словам, мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения снимать надо. Вопрос только заключается в том, как и когда.
«Как — имеется в виду, чего мы (страна — ред.) хотим добиться. Мы хотим и социальную составляющую туда «влепить», мы хотим и государственный земельный банк создать какой-то, мы хотим и сами заработать. Такого не будет никогда, потому что рынок земли — это своя специфика, и в каждой стране его внедрение проходило с большими сложностями», — считает эксперт.
При этом президент УКАБ подчеркивает, что, прежде всего, нужно понять, куда Украина вообще движется: «Будет ли Украина экспортно-ориентированной страной или нет. Если она будет экспортно-ориентированной страной, то ни о каких хозяйствах до 100 га и речи идти не может. Фермерские хозяйства до 100 га земли будут снабжать население продуктами питания и не более».
Что касается создания земельного банка, то Алекс Лисситса считает, что «создается государственный монстр, который будет иметь возможность покупать, продавать землю и брать ее еще в залог».
«Еще один вопрос. У нас сегодня есть 30 млн. га земли, которые могут быть потенциально проданы. Если мы даже возьмем стоимость не в 20, а в 10 тыс. грн., где государственный банк возьмет деньги, чтобы эту землю выкупить? Я себе не могу представить. Опять же не прописано, как государственный банк будет выкупать эту землю. Должен быть прописан порядок очереди, по которой банк должен рассматривать заявки желающих продать землю. Электронная какая-то система. Иначе — это элемент для коррупции: у одного купили, а у другого — нет», — говорит эксперт.