Агробизнес металлургов: взяли быка за рога

Агробизнес металлургов: взяли быка за рога
Агробизнес металлургов: взяли быка за рога

Украинские металлурги хоть и выращивают коров и засевают поля пшеницей, пока не спешат делать сельское хозяйство серьезным бизнесом и важной статьей своих доходов. Во многом из-за того, что они, как и профессиональные аграрии, опасаются политических и земельных рисков, которыми грозят осенние выборы и будущий закон о рынке земель, пишет УГМК.

По итогам 2010-2011 гг. некоторые украинские металлургические компании стали одними из ведущих производителей аграрной продукции. Так, в 20-ку самых успешных аграриев Украины 2011 г. вошли подконтрольный Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому HarvEast и агроподразделение «Донецкстали» Виктора Нусенкиса. Кроме того, различные подразделения HarvEast занимают лидирующие позиции в производстве и торговле масличными и зерновыми культурами, животноводстве и молокопереработке. Подконтрольная «Донецкстали» фирма «Агротис» входит в топ-15 крупнейших производителей масличных, зерновых и молочных продуктов, а связанный с ИСД «Бахмутский аграрный союз» считается одним из лидеров среди животноводческих предприятий.

Плюс-минус

Аграрный бизнес – не самое простое решение для диверсификации инвестиций, хотя именно с этой целью, как объясняют аналитики, промпредприятия инвестируют в АПК. По словам директора ЕБРР в Украине Андре Куусвека, несмотря на то, что Украина имеет очень большой потенциал в сельском хозяйстве, сложный инвестиционный климат в стране и частая смена законодательства существенно сдерживают развитие агросектора.

К тому же, агробизнес является достаточно долгоокупаемым. Если зерновые или птицеводство могут принести первые доходы уже в текущем-следующем сезоне, то такие секторы как выращивание фруктов или разведение крупного рогатого скота окупаются, по подсчетам старшего аналитика ИК «Арт Капитал» Андрея Патиоты, примерно за 10 лет. Поэтому ни легким, ни быстрым агробизнес назвать нельзя.

С другой стороны, он обладает неплохими перспективами, т.к. предполагает владение обширными земельными ресурсами и связанными с этим сопутствующими активами. К тому же, даже относительно невысокая рентабельность сельского хозяйства (по данным директора информационной компании «ПроАгро» Николая Верницкого, она составляет около 12%) все же выше, чем в металлургии, где она, по разным оценкам, варьируется от -5% до +10%.

Правда, пахать в сельском хозяйстве металлургами приходится в прямом и переносном смысле – только это является ключевым фактором и залогом его успешности. Как объясняет руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник, агробизнес становится «независимым и не требующим дотаций только при условии, что это именно бизнес». Т. е., даже если аграрные активы не являются основным бизнесом, они, тем не менее, должны работать не в режиме подсобного хозяйства. В противном случае себестоимость производства будет превышать конечные выгоды, а на собственное развитие и расширение средств не останется вовсе.

«Если компания готова вкладывать серьезные и долгосрочные инвестиции в развитие и модернизацию, в современные технологии и в обучение персонала, сохранять и улучшать качество почвы и использовать достаточное количество минеральных удобрений и средств защиты растений, то такая диверсификация активов оправдана», — отмечает А. Патиота. Правда, по его словам, даже крупные компании, занимающиеся исключительно наращиванием земельного банка, без создания вертикально интегрированных мощных баз и существенных вложений в развитие и модернизацию в лучшем случае остаются на прежнем уровне, а скорее – понесут финансовые потери.

Плывет в руки

Стремление металлургов развивать агронаправление объясняется также и наличием у многих из них сельхозактивов, которые либо остались у них еще с советских времен, либо перешли в собственность в процессе приватизации в 1990-х гг. Речь идет о «подсобных хозяйствах» — сельхозпредприятиях, находившихся на балансе комбинатов и обеспечивавших им поставки продуктов питания.

К примеру, агропромышленный комплекс ММК им. Ильича, на основе которого в марте 2011 г. был создан холдинг HarvEast, состоял из 5 крупных дочерних предприятий в трех областях Украины, занимавшихся животноводством, растениеводством, разведением осетровой рыбы и переработкой сельхозпродукции. Правда, по словам М. Колесник, до того, как предприятие было продано «Метинвесту», агрохозяйство ММК им. Ильича работало на обеспечение завода, что фактически означает неэффективное использование подобных активов.

Сегодня HarvEast все еще занимается оптимизацией активов, однако, как сообщили в пресс-службе холдинга, планирует расширять присутствие на агрорынке Украины. Также, по словам первого заместителя гендиректора ММК им. Ильича Дмитрия Скорнякова, холдинг находится в процессе выхода на экспортные рынки.

Кстати, если СКМ в придачу к уже купленным в июле 2011 г. 50% акций управляющей компании «Запорожстали» группы «Индустриал» докупит еще и оставшуюся половину, на что у компании Ахметова есть опцион, то в структуру HarvEast наверняка войдет и агропромышленный комплекс «Запорожстали». Сейчас комбинат выпускает хлебобулочные изделия, молочные продукты и безалкогольные напитки, владеет производственно-животноводческим комплексом, где производится мясная и бакалейная продукция (колбасы, сосиски и сардельки, сыр, молоко, масло сливочное и подсолнечное, крупяные изделия и мука), однако поставки пока производятся исключительно в пределах Запорожья.

Другому металлургическому бизнесмену, Виктору Нусенкису, агропромышленный комплекс, входящий в состав «Донецкстали», достался вместе с одноименным заводом уже в 2002 г., хотя начал формироваться еще в 1999 г. До 2012 г., как сообщили в пресс-службе «Донецкстали», агрохолдинг занимался в основном реконструкцией животноводческих комплексов, обновлением сельхозтехники и модернизацией производства. На данный момент в агрохолдинг «Донецкстали» входят 8 предприятий: агрофирмы «Агротис» и «Дружба», ПАО «Лактис», «Володарский инкубатор», «Винтер»», «Тепличный», «Малиновка» и ЧП «Олимп Агро».

Не мытьем, так катаньем

Есть среди металлургов и те, кто целенаправленно приобрел агроактивы. Так, «Бахмутский аграрный союз», по имеющейся информации, учредили в 1997 г. владельцы корпорации ИСД на базе обанкротившегося в 90-х годах совхоза-комбината «Углегорский». Сейчас в состав «БАСа» входят «Юг-Агро», «Восток-Агро», цех по производству комбикормов, «Диановская птицефабрика» и «Горловский мясокомбинат». Кроме животноводства корпорация занимается также растениеводством, производством комбикормов и мясопереработкой.

Не остался в стороне от скупки агроактивов и криворожский метзавод международного гиганта «АрселорМиттал». Несмотря на принятое в марте 2011 г. решение о выведении агропромышленного комплекса из состава предприятия, уже 1 апреля того же года АМКР добился от Антимонопольного комитета разрешения на установление контроля над несколькими сельскохозяйственными предприятиями Днепропетровской области. Таким образом, агробизнес до сих пор входит в сферу интересов криворожского комбината. Об этом свидетельствует и уточнение пресс-службы АМКР о судьбе подсобных хозяйств: «руководство предприятия приняло решение о дальнейшей деятельности агрокомплекса в профильном сельскохозяйственном бизнесе».

При этом агрокомпании метзаводов хотя и входят в топовые списки украинских аграриев, пока что не спешат развиваться стремительными темпами. Одной из основных причин тому является шаткая ситуация с рынком земли – если рассмотренный парламентов в первом чтении законопроект о рынке земель примут, одно лицо не сможет владеть более чем 100 га земли. «Все ждут, каким же будет механизм купли-продажи земли: кому можно будет покупать, какие будут накладываться ограничения и т.п. В этой ситуации неопределенности, возможно и разумно не разворачивать крупные инвестпроекты, а подождать развязки вопроса с землей» — поясняет А. Патиота.

Дізнавайтесь першими найсвіжіші новини агробізнесу України на нашій сторінці в Facebook, каналі у Telegram, підписуйтесь на нас у Instagram або на нашу розсилку.

Виконано за допомогоюDisqus