Полюс, электропроводность, вода и дилетант
Для многих не секрет, что Северный магнитный полюс, а с ним и Южный, смещаются на 40-60 км в год.
Смещение это ведет к снижению защиты геомагнитным полем от космического излучения определенных участков земной поверхности. Думаю, и к определенному их нагреву тоже. Нагрев поверхности обычно провоцирует испарение воды, которая незаменима для всего живоого. И от того, насколько будут обеспечены влагой растения, зависит их урожайность.
Урожай же и урожайность нынче определяет «царица полей» — кукуруза. Почему она с 2000-х так уверенно освоила северные области? Посчитав, сколько лет прошло с 2000-го, 40-60 км умножим на 15 лет, получим расстояние между южными и северными областями нашей страны и догадку дилетанта о том, почему Черниговщина и Сумщина, а не Запорожье с Днепропетровщиной стали кукурузным царством.
То есть, ослабевшее магнитное поле Земли уже не совсем или не так эффективно защищает от солнечной радиации. Это приводит к испарению влаги, необходимой для роста культурных растений. При этом испаренная влага дождем проливается совсем в других местах. А в южных областях потребность в осадках особенно высока.
Бывая там по роду деятельности, имел возможность пообщаться с фермерами Запорожской области. Они отмечают частые засухи, проблему с осадками и, соответственно, невысокие урожаи. К тому же подсолнечник, как насос, тянет воду так, что и в колодцах ее все меньше. Все чаще говорят о смене привычного севооборота на влагосберегающий, чтобы накопить за осень и зиму влагу в почве. Пар, озимую пшеницу, озимый рапс, например, рассматривают всерьез. Трудно не поверить фермерам, поскольку они не наемные менеджеры, а хозяева своего дела. Да и земле, судя по мыслям о смене севооборота, — хозяева тоже. Но ни слова о ее продаже. Лучше о почве.
Не могу назвать себя сколь-нибудь известным почвоведом. Дилетантом скорее, — образование все же инженерное. Но вот с этой точки зрения есть интересный взгляд на почву из-за ее способности проводить ток. Наименьшую электропроводность имеет песок, наивысшую — солонцовые грунты. Между ними — глина и чернозем.
Измеряют эти значения, привязывают к координатам с помощью вездесущей GPS и на выходе получают картинку, по которой видно, что под ногами и колесами находится. То есть, можно понять, в каком месте сколько воды сможет удержать земля, переданная Вам в аренду. Состав ее механический тоже виден, и неоднородность просматривается. Подозреваю, что сканирование это сделано не на поле Украины, но все же там требуется восстановленние каппилярного сообщения между разными по составу слоями. С помощью такого вот агрегата, например. Или такого…
Следующим шагом, помогающим сохранить воду, время и топливо, думаю, будет variable depth tillage. Название придумано не нами. От этого, правда, почвообработка с изменяемой глубиной не менее интересна. Представьте на секунду, как трактор с глубокорыхлителем движется по полю, а агрегат меняет глубину работы на основании карт, составленных по данным замеров электропроводности. Не сказал бы, что это фантастика. Думаю, скоро прочтем в заокеанских агроновостях о результатах.
За океаном после засухи 2012 г. тоже всерьез задумались о воде в почве. Даже программу-кампанию приняли. «Вода в банке» называется. Не в стеклянной, само собой, а в надежном хранилище. Хранилище, пишут, должно быть здоровым, и если увеличить в нем содержание органического материала на 1%, то там можно разместить воду, вылитую Ниагарским водопадом за 150 дней. Не хотят они, я понял, брикеты из соломы делать. И стерню сжигать, судя по всему, тоже…