Agroweekend: Памятники сельским труженикам
Начав работу над этим обзором, мы были весьма неприятно удивлены тем, насколько бедно представлены в интернете памятники сельским труженикам. Другое дело – памятники сантехникам или электрикам на столбах… Конечно, многочисленные трактора на постаментах, памятники сельскохозяйственным животным и культурам тоже прославляют труд сельских жителей. Но мы хотели подобрать именно интересные скульптурные изображения самих крестьян. Увы, складывается впечатление, что коровы и свинки в монументальном искусстве представлены шире, чем те, кто за ними ухаживает…
Когда речь заходит о памятнике сельским труженикам, тут же вспоминается знаменитый «Мухинский» памятник «Рабочий и колхозница», признанный когда-то «эталоном социалистического реализма».
Не станем надолго останавливаться на этом памятнике. Отметим лишь, что образ рабочего с молотом и крестьянки с серпом отнюдь не является находкой самой Веры Мухиной или автора замысла памятника Б. М. Иофана. Гораздо раньше они были использованы, например, в скульптурных изображениях Мемориала фонтана Виктории в Лондоне. Правда, там компанию рабочему и крестьянке составил еще и представитель интеллигенции. Но в СССР того времени эта «трудовая прослойка» авторитетом не пользовалась, поэтому колхознице пришлось довольствоваться компанией одного рабочего.
Кстати, крестьянка с серпом украшает и памятник Александру II в столице Финляндии. Так что, нет ни малейших оснований считать серп и молот в качестве символа труда достоянием исключительно советской культуры.
Но вернемся к памятникам. Крестьянке из КНДР повезло гораздо больше – ей компанию, кроме рабочего, составил еще и представитель интеллигенции.
Памятник Мухиной в той или иной степени узнается во многих скульптурных изображениях, украшавших улицы городов бывших соцстран. Неоднократно становился он и объектом не наследования, а, скорее даже, пародирования.
Нам еще придется вернуться к памятникам советской эпохи. Но теперь мы хотим поговорить о монументах, призванных сохранить память о непростой и часто драматичной судьбе сельских жителей во всем мире. Очень часто им приходилось срываться с насиженных мест, покидать дома, близких и отправляться в чужие места в поисках лучшей доли. И очень часто новые земли первыми осваивали не военные, а именно крестьяне-первопоселенцы. Так было с Сибирью, так было с бескрайними просторами Южной Америки и североамериканского Запада, южных регионов Украины и… пожалуй, так было везде.
На северо-западе бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул, в городе Кампина-дас-Мисойс, открыт памятник переселенцам из России. Но мы-то прекрасно помним, сколько украинцев в XIX веке нашли новую родину за океаном…
Тысячи людей вынуждены были покидать родные места и по чужой воле. Сколько крестьян из центральных регионов России и Украины отправились осваивать Сибирь во исполнение аграрных замыслов Столыпина… Сегодня об их непростой и героической судьбе напоминают десятки памятников.
Пожалуй, последним в истории примером массового переселения сельских тружеников «по воле свыше» стала целинная эпопея. Как бы мы ни относились к подобным «эпохальным решениям партии и Советского Правительства, горячо поддержанным советским народом» (фраза не наша, в передовицах газет того времени подобных «находок» хватает), люди, отдававшие Целине свои силы, здоровье, а порой и жизни, заслуживают, чтобы их помнили.
Напоследок мы хотим просто предложить несколько примеров памятников представителям различных сельскохозяйственных профессий. Естественно злоупотреблять«памятниками», массово устанавливавшимися в период СССР и служившими даже тогда объектом для откровенного издевательства местной молодежи, мы не стали, выбрав необычные примеры монументального искусства.
Оказывается, бывают памятники даже землемерам. А вот памятники сельским механизаторам представлены преимущественно взгроможденными на постамент всевозможнейшими тракторами. Кстати, среди них немало весьма интересных. Но бывают и приятные исключения.
У нас снова есть повод вернуться к теме образа сельской женщины в искусстве. На большинстве памятников, как Вы уже, вероятно, успели заметить, символом сельского труда выступает почему-то женская фигура. Интересны скульптурные изображения, повествующие о быте крестьянских женщин. Всегда – за работой.
Даже в случае, когда речь идет о будущих механизаторах, скульпторы упрямо обращаются к женскому образу. Судя по сдвинутым на лоб очкам-фарам, работать красавица, обосновавшаяся на задворках одного из ПТУ, собирается отнюдь не на современном супер-тракторе с кондиционером и бортовым компьютером…
Но если судить по памятнику, установленному в немецком городе Исни-им-Альгау (земля Баден Вюртемберг), мужчинам не чужда работа, традиционно считающаяся у нас сугубо женской. Если уж устанавливать памятник ветеринару, то, конечно же, в образе любимого всеми Айболита. Этот памятник на собственные средства заказали преподаватели и студенты Витебской ветеринарной академии.
Урожай вырастить – полдела, его еще и реализовать нужно. Как этот вьетнамский крестьянин, пытающийся продать небогатый урожай овощей.
А встретить памятники сельским труженикам часто можно в больших городах. Например, в Лондоне превосходно чувствуют себя пастух с овцами.
А в немецком городе Зиген, вполне вольготно расположились пастух с коровками. Напоследок мы решили немного заняться статистикой. Поначалу показалось, что больше всего памятников в мире посвящено животноводам. Доярки, пастухи и американские ковбои встречаются достаточно часто.Но мы быстро убедились, что виноградарству скульпторы уделяют ничуть не меньше внимания.
Причем, памятники виноградарям очень интересны и вполне заслуживают нашего внимания. Но из всех мы выбрали один. На нем наглядно представлены и щедрый урожай, и реальность надежд сельских тружеников на чрезмерное богатство.