Как остановить воровство топлива в агросекторе

theft of fuel

Если проанализировать затраты в сельхозпроизводстве, расходы на топливо окажутся самой ощутимой статьей. Доля производственных затрат на горючее часто достигает 30%. И это не предел, ведь сумма растет пропорционально объемам топливных потерь из-за воровства и разного рода злоупотреблений. В зависимости от состояния дел в компании они колеблются от 10% до 30%. И бороться с ними пока научились далеко не все.

«Три мешка государству, один – себе»

Однажды на семинаре по теме злоупотреблений с топливом в сельском хозяйстве нас застала врасплох реакция некоторых участников. Несколько представителей агрохолдингов откровенно недоумевали, зачем нужно бороться с хищениями. Один из них и вовсе посетовал на то, что его отец-тракторист в таком случае не сможет зарабатывать на жизнь.

К сожалению, реалии таковы, что воровство топлива стало повсеместной практикой в аграрной отрасли и даже не считается чем-то зазорным. Оно уходит корнями в советские времена. Как тогда писал Леонид Брежнев, люди в СССР жили по принципу: «три мешка государству, один – себе».

Цепочка хищений может начинаться с автозаправочной станции. В теории можно приехать на заправку и договориться с оператором, чтобы тот за символическую плату выдал чек за якобы отпущенное топливо. На практике заливается полбака, остальное — делится между участниками. Мы с такими случаями не сталкивались, но неоднократно о них слышали.

Из более «экзотичных» вариантов хищения топлива можно вспомнить следующий: в топливном баке транспортного средства делается отверстие, через которое по тонкой трубке и с помощью моторчика от стеклоочистителя автомобиля топливо сливается в бутылку или канистру. За каждую смену водитель сливает от 2-3 до нескольких десятков литров. Опять же, в зависимости от того, насколько строго за этим следят в компании. Более изощренный метод хищений подразумевает, что горючее просто не заливается в бак — оно банально делится между водителем бензовоза и тем же трактористом.

RCS

Обнаружить злоумышленников крайне сложно, поскольку в компании часто действует круговая порука. Доходит она в некоторых случаях до высшего руководства. В итоге краденое топливо распределяется между всеми звеньями цепочки — от водителя и начальника автопарка до менеджеров высшего звена.

Глаз-алмаз

Наиболее эффективный способ борьбы с хищениями — установка датчиков контроля топлива. Одним из пионеров на отечественном рынке такого оборудования является компания RCS. На автомобиль или трактор устанавливается бортовое устройство Teletrack, к которому дополнительно подключается датчик, фиксирующий уровень топлива в баке. В режиме реального времени бортовой контроллер Teletrack через Интернет передает полученную с датчиков информацию. Данные поступают диспетчеру, отображаясь программным обеспечением в виде треков, графиков и таблиц.

Читать по теме: GPS-мониторинг в агросекторе: сельхозтехника как на ладони

Также в режиме онлайн можно контролировать пробег техники, скорость передвижения, расход топлива, количество остановок, место и объем заправок и другие параметры. Например, программа задает критерий — простой не более 20 минут, если свыше — поступает звуковой сигнал. Это крайне важно, поскольку в сельском хозяйстве любой простой ведет к неминуемым убыткам. Предположим, «поджимает» время использования арендованной техники, или нужно срочно убрать за несколько дней какую-то культуру. Немаловажно, что в онлайне можно контролировать и скоростные режимы. Ведь, как известно, экономичность транспортного средства зависит от стиля езды где-то на 30%.

RCS

Все события отображаются у диспетчера на электронной карте. Условно говоря, он видит, сколько в момент заправки поступило топлива, и его нынешний уровень. Если же кто-то установил шланг и слил горючее — все это видно на экране. Система реагирует и пишет, что, например, слито 10 или 20 л. С помощью датчика также можно определить место и время слива топлива. Точность такого устройств достаточно высока, погрешность не превышает 1%.

Каждый фермер знает, что во время езды по пересеченной местности у трактора или комбайна из-за частых наклонов теряется точность определения уровня топлива. Наша компания разработала датчик, который копирует угол наклона бака и позволяет видеть уровень в независимости от наклонов.

Окупить и приумножить

Обычно срок окупаемости таких датчиков только за счет падения объемов воровства не превышает одного сезона. Если ситуация с хищениями запущена, они окупаются всего за месяц. Хотя у нас и был символический рекорд, когда датчики «отбили» затраты за две недели. В компании процветало «махровое» воровство: нормы топлива в машине закладывались на уровне 100 л, а по факту оказывалось 35 л.

В первую очередь в системах контроля заинтересован собственник, менее всего — водитель и начальник автопарка. Они всячески препятствуют нововведениям, доходит даже до откровенного вандализма и повреждения датчиков. На первых этапах после установки оборудования к клиентам приходили сами водители с просьбой рассчитать их и вернуть трудовые книжки. Спустя неделю так никто и не увольнялся. Благо, на дворе 2016 г. Они понимают, что даже с переходом в новую компанию, их, скорее всего, и там «найдет» датчик контроля топлива.

RCS

Когда начинает работать система, включается дисциплинарный фактор — людей ловят на горячем, они начинают дорожить работой. Тысяча или две тысячи гривен, «заработанных» на ворованном топливе, не идут ни в какое сравнение с зарплатой того же тракториста.

В этом смысле наилучший вариант — мотивация сотрудников. Например, все больше компаний начисляют зарплату не по накладной или путевому листу, а по результатам GPS-мониторинга. Так, отвез зерно в Одессу, GPS подтвердил — получи зарплату. Многие уже к этому стремятся. Соответственно, персонал заинтересован, чтобы система работала.

Подробнее о системах контроля топлива читайте на сайте компании RCS.

Виконано за допомогоюDisqus