Без паники, или Кому выгодна истерия о дефиците продовольственной пшеницы

В Украине нет никакого дефицита продовольственной пшеницы. На сегодняшний день уже собрали около 29 млн т ранних зерновых и зернобобовых, из них где-то 21 млн т пшеницы, а из этого объема 45-50% будет зерно продовольственное. Внутренняя потребность Украины в продовольственной пшенице где-то 4,5-5 млн т. Если получим даже 11 млн т, то мы с лихвой закрываем все внутренние нужды. О дефиците зерна в Украине нужно забыть раз и навсегда.

Во-вторых, речь не идет о квотах. Квоты ― это очень жесткое, закрепленное понятие. Речь идет о меморандуме про объемы экспорта. Подобный меморандум подписывается уже пять лет подряд. Это очень правильное решение. Там будут зафиксированы только объемы продовольственной пшеницы. Сейчас обговариваются объемы в размере 8 млн т. Из 24 млн т, которые мы ожидаем получить, 8 млн т для экспорта, это абсолютно нормально. В прошлые года Украина перевыполняла меморандум на 10-15%. Поэтому никаких угроз для продовольственной безопасности страны нет. 

В Украине нет никакого дефицита продовольственной пшеницы

Ограничить ограниченное, или Как преодолеть пшеничный кризис (ОБНОВЛЯЕТСЯ)
Читать по теме 

Панику сеют те, кто плохо ориентируется по рынку. Но на сегодняшний день есть тренды к росту цен на зерно. Потому, что основные мировые производители (ЕС, Аргентина, США, Бразилия, Россия, Украина, Австралия) получают низшую урожайность, чем ранее. Поэтому и наблюдаются хаотические движения волатильности на Чикагской бирже в прошлые четверг-пятницу. Цена будет расти однозначно. Как для производителей, то это хорошо. Другой вопрос, что в нынешнем году качество зерна у нас невысокое. Особенно в центральных, западных и северных областях, где за последние две недели было много осадков. Юг Украины успел собрать зерно хорошего качества, но с невысокой урожайностью из-за засушливой весны. Но это не повлияет на внутреннюю потребность украинского рынка и не нужно на этом спекулировать. У нас будет достаточно пшеницы и для экспорта плюс-минус 1-1,5 млн т, что и в прошлом МГ. Но нужно дождаться окончания уборки, ведь еще 20-22% пшеницы не убрано. К тому же, еще не убраны поздние культуры. Поэтому у нас нет оснований для каких-либо панических заявлений. Думаю, что все будет у нас хорошо.

У нас будет достаточно пшеницы и для экспорта

Цены на материальные ресурсы тоже растут

Но, кроме растущей цены на зерновые культуры, у нас растут цены на материальные ресурсы. За последние 10-15 дней резко выросла стоимость минеральных удобрений, особенно комплексных. Конечно, это повлияет на себестоимость урожая следующего года, ведь нужно сеять озимые. А поскольку удобрений на рынке недостаточно, то появляются спекулятивные цены. Еще дорожает топливо. Против Ирана введено эмбарго на ряд продуктов, а с ноября эмбарго будет введено и на энергетических рынках. Все это негативно повлияет на цены на нефть и, соответственно, топливо вырастет в цене. Гривна обесценивается, доллар укрепляется, золотовалютные запасы в июле уменьшились больше всего в нынешнем году (на $300 млн). Конечно, в таких условиях эффективность аграриев расти не будет, возможно, она даже уменьшится. Сегодня в сфере растениеводства минеральные удобрения занимают более 30% себестоимости. Это чрезвычайно много. А государственные решения приняты таким образом, что российские химзаводы закрыты для украинского рынка. Наши заводы стоят, если их и запустить, то полный объем комплексных удобрений на год они обеспечить не смогут. Импортировать все же придется. Но контракты с новыми поставщиками не заключены, а значит будет либо завышенная цена, либо дефицит на рынке. Здесь нужны какие-то системные государственные решения в этом вопросе.

Павел Коваль, генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК)

Подобным игнорированием нужд рынка мы уничтожаем свою отрасль минеральных удобрений, а за все перипетии платит аграрий. Мы покупаем по цене на 25-30% выше, чем на мировом рынке. К тому же азотными удобрениями мы можем полностью себя обеспечить, с условием адекватной цены на газ. Есть ряд вопросов, которые нельзя решить, опираясь только на рынок и рыночные тренды, тут нужно вмешательство со стороны государства. Если немедленно не начать действовать в этом направлении, то у нас будут реальные проблемы в химической и аграрной отраслях. Негативные тенденции уже наблюдаются.

Почем хлеб?

Если проанализировать цены с начала года и до сегодняшнего момента, то цены на хлеб и макаронные изделия растут. На базовые виды хлеба цена выросла на 0,7-0,9 грн. И это еще со старого урожая. До конца года он еще подорожает, но темпы роста цены будут умеренными, а рынок будет насыщенным. Цена на следующий год будет зависеть от мировых цен. Цены на хлеб в Украине также должны регулироваться государством. Мы не должны давать льготы для всех, есть определенные слои населения, кому это действительно нужно. Не нужно ограничивать рентабельность производителя. Нужна политика государства с целевой программой.

Цены на хлеб растут

Укрепим позиции

Сейчас на Чикагской бирже, на Европейских площадках, на Латиноамериканских площадках цена пшеницы третьего класса достигает $209-211 за тонну. И тренд к дальнейшему росту наблюдается. Декабрьские фьючерсы выросли. В иностранной прессе появилась информация, что Украина сократит объемы экспорта, в том числе, и с помощью меморандума. Это послужило информационным сигналом к росту декабрьских фьючерсов на европейских площадках. Украина стала глобальным игроком на мировом рынке. Это хорошо, но и очень ответственно. Нам нужно сохранить эту позицию: придерживаться правил по поводу качества, фумигации и других требований. И стать стабильным, надежным игроком на мировом рынке зерна. Так должно быть, чтобы мир считался с Украиной.

Украина вышла на азиатские рынки: Индия, Китай, вернулась на Вьетнамский рынок. Египет и Северная Африка уже традиционные рынки. Вот на этих площадках нужно закрепиться. Если разговор идет о Черноморском зерне, то нужно, чтобы во всем мире понимали, что там только два основных оператора ― Украина и Россия. Но в нынешнем году и у России будут проблемы с качеством, объемами, своевременной уборкой. Поэтому нам нужно быть оператором первой пятерки.

Украина вышла на азиатские рынки

Евросоюз производил 140 млн т мягкой пшеницы в год. В 2018 году планируется 130 млн т, то есть у них образовывается дефицит в 10 млн т. Самый крупный производитель ЕС ― Франция, сократил свои прогнозы с 36,5 млн т до 34 млн. Это и есть наши новые ниши. Нужны межгосударственные договоры, сертификаты качества, а бизнес быстро сориентируется и пойдет в работу.

Павел Коваль, генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК)

Виконано за допомогоюDisqus