Ограничить ограниченное, или Как преодолеть пшеничный кризис (ОБНОВЛЯЕТСЯ)

С начала августа участники зернового рынка Украины, мягко говоря, взбудоражены прогнозами снижения урожая продовольственной пшеницы. Так, последние данные Минагропрода говорят о том, что хлеборобы в этом сезоне смогут собрать 24 млн т пшеницы, в том числе только 13 млн т (55%) — продовольственной.

Такие показатели объясняются погодными условиями в Украине. Так, во время брифинга начальник отдела агрометеорологии Гидрометцентра Украины Татьяна Адаменко, подчеркнула, что качество зерна в стране ухудшилось из-за изменений климата. Так, она отметила, что почти двухнедельные проливные дожди не только не позволяют нормально проводить уборочную, но и привели к почернению колоса зерновых и развитию грибковых заболеваний.

Вместе с тем, украинская пшеница продовольственных классов нужна на мировом рынке, поскольку в ряде стран, являющихся основными ее поставщиками, этот сезон отметился неурожаем данной зерновой. И цена для нашего экспортера выглядит весьма привлекательной.

Но тут же свои опасения наперебой высказывают мукомолы. Они предполагают, что уже до конца осени практически вся продовольственная пшеница без должной реакции правительства и всех участников зернового и мукомольного рынка покинет страну. Остатки же вырастут на 20-30% в цене. В свою очередь хлебопекари обещают повысить стоимость хлебобулочной продукции в аналогичных пределах и даже более. Решением же в сложившейся ситуации мукомолы называют введение квот на экспорт продовольственной пшеницы.

И Минагропрод уже предложил свой вариант решения данной ситуации. Так, Latifundist.com располагает текстом проекта Меморандума о взаимопонимании между министерством аграрной политики и продовольствия Украины и участниками зернового рынка на 2018-2019 МГ.

Меморандум о взаимопонимании между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и участниками зернового рынка в 2018/2019 маркетинговом году (проект)

Аграрное ведомство в правительстве предлагает установить лимит на вывоз за границу пшеницы 1-5 классов на уровне 8 млн т, включая и муку в пересчете на зерно.

«Ориентировочный годовой объем экспорта пшеницы группы А и Б (I-V классов) и муки пшеничной в пересчете на зерно — 8 млн тонн по УКТ ВЭД 1001 (Пшеница и смесь пшеницы и ржи (меслин) и 1101 (Мука пшеничная или из смеси пшеницы и ржи (меслина). (Пересмотр объемов планируется в января 2019 года и/или по требованию участников рабочей группы)», — указано в приложении к меморандуму.

Дополнение 1. Объемы зерна, которые могут быть экспортированы в 2018/2019 маркетинговом году (с 01.07.2018)

Но готов ли к таким условиям зерновой рынок, в частности сами экспортеры? Latifundist.com собирает точки зрения участников агрорынка на возможность введения квот и их видение вероятных решений проблемы с дефицитом продовольственного зерна.

Юрий Шлончак, руководитель управления экспортных продаж Агродепартамента МХП

В центральных, северных и западных областях чрезмерные осадки в период налива и созревания зерна спровоцировали появление большего количества болезней, в частности, грибковых заболеваний, таких как альтернариоз. Очевидно, это будет главной проблемой сельхозпроизводителей в текущем сезоне.

Украина производит минимум вдвое больше продовольственной пшеницы, чем потребляет. Поэтому дефицита мы не видим. Другой вопрос - цена. Напряженный мировой баланс пшеницы поддерживает цены. И любые ограничения могут привести к еще большему росту цен.

Мы за открытый рынок.

Что касается предлагаемого в меморандуме объема экспорта продовольственной пшеницы, он выглядит компромиссным между экспортом и внутренним переработчиком. Мы фокусируемся на выполнении экспортных контрактов качественным зерном

Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА)

Мы, как УЗА, не согласны с рядом позиций меморандума. Начнем с того, что мы вообще не видим никакого риска для продовольственной безопасности страны. Украина в этом году, по нашим оценкам, произведет около 24-25 млн т пшеницы. Рынок ожидает, что будет экспортировано 16 млн т. С учетом того, что население потребляет 4 млн т, никакой проблемы не существует. Цифра в 5 млн потребления завышена, т.к. не учитывается огромное количество заробитчан, которые в стране не проживают. Даже Нацбанк утверждает, что они ключевой источник валюты в стране. По разным оценкам, в районе 8-10 млн украинцев вне территории страны.

Сейчас министерство нас по сути шантажирует, дескать, большинство игроков согласны с нынешними положениями меморандума. Но мы общаемся между собой, с другими ассоциациями — я не нашел 100%-го согласия.

Мы хотим, чтобы в меморандуме, как и в прошлые годы, отображался экспорт не только продовольственной, но и фуражной пшеницы. К тому же надо убрать пункт о 1-5 классе «продоволки» — этот пункт вызывает диссонанс у международных партнеров. Наш 5 класс для них не является продовольственной пшеницей. Проблемы с нашими стандартами никого в мире не интересуют.

Мы благодарны, что в последней версии меморандума оставили пункт, согласно которому за 2 месяца участники рынка должны быть предупреждены о возможных ограничениях. Раньше вообще этого пункта не было, в предыдущей версии – только 21 день.

Обновленный проект Меморандума о взаимопонимании между министерством аграрной политики и продовольствия Украины и участниками зернового рынка на 2018-2019 МГ (приложение)

Все должно быть в пределах ожиданий, мы в одной лодке, и эти колебания никому не нужны. И любые вопрос дискуссии то ли вокруг непонятных объемов, то ли качества зерна, несут тревогу международному рынку и вредят репутации страны.

Павел Коваль, генеральный директор Украинской аграрной конфедерации

В Украине нет никакого дефицита продовольственной пшеницы. На сегодняшний день уже собрали около 29 млн т ранних зерновых и зернобобовых, из них где-то 21 млн т пшеницы, а из этого объема 45-50% будет зерно продовольственное. Внутренняя потребность Украины в продовольственной пшенице где-то 4,5-5 млн т. Если получим даже 11 млн т, то мы с лихвой закрываем все внутренние нужды. О дефиците зерна в Украине нужно забыть раз и навсегда.

Во-вторых, речь не идет о квотах. Квоты ― это очень жесткое, закрепленное понятие. Речь идет о меморандуме про объемы экспорта. Подобный меморандум подписывается уже пять лет подряд. Это очень правильное решение. Там будут зафиксированы только объемы продовольственной пшеницы. Сейчас обговариваются объемы в размере 8 млн т. Из 24 млн т, которые мы ожидаем получить, 8 млн т для экспорта, это абсолютно нормально. В прошлые годы Украина перевыполняла меморандум на 10-15%. Поэтому никаких угроз для продовольственной безопасности страны нет.

Панику сеют те, кто плохо ориентируется по рынку.

Сергей Стоянов, директор по внешним связям компании Allseeds Black Sea

Как ты ни витийствуй, все равно будут определенные ограничения с тем, чтобы не оставить страну без продовольственной пшеницы. Скорее, это будут очень мягкие ограничения, «soft limits». Неизвестно достоверно, сколько там из ранее озвученных «13 млн тонн продоволки» настоящей продовольственной пшеницы, по классам. Такой настоящей «продоволкой» для наших мукомольных стандартов и культуры потребления хлеба является 2-й класс, и в качестве «ухудшителя» к нему 3-й класс, но никак не 4 и 5 классы пшеницы, из муки из которых можно испечь только лаваш или формовой хлеб-кирпичик. Правда, на противовес этим консервативным рассуждениям имеются и оптимистические: непродовольственная и/или условно продовольственная пшеница через месяц-два послеуборочного дозревания может стать настоящей продоволкой. Но, опять скепсис — никто не знает сколько будет такого, дозревшего до продовольственного стандарта, зерна. Переходя к вожделенному Меморандуму, которым определятся цифры зернового экспорта из Украины, не сомневаюсь, что будет достигнут разумный консенсус между Государством в лице полномочных должностных лиц МинАПП и рынком, представленным сонмом общественных организаций. Не хотелось бы оказывать на этот процесс малейшее давление, называя конкретные цифры. Пусть стороны Меморандума поработают над ними, но, думаю, они разочаруют скептиков. Тьфу-тьфу, чтобы хоть не завалить цены на мировом рынке!

Сергей Сакиркин, эксперт аграрных рынков

Я не могу оценивать хлебо-фуражный баланс, точных данных пока нет. Но по данным мукомолов и знакомых зернопроизводителей: фуража будет очень много, особенно в северных и центральных регионах. Как минимум 60%. Культура массово повреждена сажкой (головней), часто встречается фузариоз, большой процент зерна, поврежденного клопом черепашкой. То, что ещё не скошено, — это явный фураж. В некоторых регионах техника до сих пор не может выехать в поля. Второго класса во многих хозяйствах не более 8-10%.

Не нужно никаких меморандумов, только квоты, конкретный запрет на экспорт продовольственной пшеницы до нового урожая. Напомню, что в 2003 году была ситуация, когда экспортировали всю пшеницу, несмотря на то, что ситуация с погодой была, как и сейчас, удручающей. Тогда мы импортировали пшеницу из Казахстана, Прибалтики и других стран.

Кстати, турки — одни из лидеров по экспорту муки, и как раз наша и российская пшеница идет, в основном, на ее производство. Если введут запрет на экспорт продовольственной пшеницы, мы сможем резко увеличить экспортные отгрузки муки. Не зря турецкие мукомолы собираются ехать в Одессу в сентябре на Форум зернопереработчиков, чтобы договариваться о реэкспорте украинской муки.

На самом деле такая ситуация с пшеницей не только у нас. Засуха и/или обильные осадки в Аргентине, Европе, Австралии и многих других странах и регионах. Продовольственной пшеницы будет меньше ожидаемого, и цены мирового рынка растут. Многие страны предпринимают меры для выравнивания ситуации. Если мы примем меморандум,который не имеет какой либо законной силы,  потеряем внутренний рынок. Ну, нарушил ты меморандум, и какие для тебя последствия?

Сейчас цена пшеницы в порту 6500-6800 грн, хотя неделю назад была 6 тыс. грн.

Соответственно, цена на муку в ближайшее время вырастет пропорционально. Да, у нас есть переходящие запасы, но это не является инструментом сдерживания цен. Цену определяет внешний рынок, если не предприняты реальные меры по защите внутреннего рынка.

В данном случае удивляет позиция министерства. Сначала оно говорит, что пшеницы много, потом — мало. В США, в профильном министерстве гораздо меньше сотрудников, но зато к их словам внимательно прислушиваются, так как оно всегда помогает и поддерживает аграриев. На высказывания нашего министерства международные рынки только лишь реагируют ростом цен.

Степан Кубив — один из немногих, кто своевременно и правильно оценил опасность существующего положения. В ближайшее время планируется совещание под его руководством по определению мер по защите внутреннего рынка продовольственного зерна.

Елена Нероба, руководитель отдела аналитики и данных MarcoPolo Commodities

Экспорт пшеницы, в том числе продовольственной — это существенный кусок валютных поступлений Украины. Запрет экспорта — недополученные деньги. Кто решиться на этот шаг в преддверии выборов? Тем более, транша МВФ в 2019 не будет — это аксиома. 

Grain and the City: пшеничная соната
Читать по теме 

Потребление продовольственной пшеницы в Украине на уровне 4-5 млн т/год. Производство в этом году ожидалось на уровне 11 млн т, потом эту цифру внезапно обновили до 13 млн т. Потому что ценник очень высок, а на этой недели, по слухам, Аграрный фонд должен выйти с закупкой. Социальный хлеб должен стоить социальных денег. Гривна падает, доллар укрепляется, продовольственная пшеница на внутреннем рынке сопоставима с условным ураном. Значит ее нужно всеми силами сдержать. Производители муки и хлеба настаивают на квотировании, лимитировании, и пугают голодовкой. Вопрос, а сколько батонов в год съедает среднестатистический украинец? Пшеницы меньше, чем обычно, но потребление все равно ниже производства.

Геннадий Гордиенко, директор Кролевецкого КХП

Сейчас наступили сложные времена для переработчиков. Наш регион или сильно заливало, или он страдал от засухи. Качество зерна соответствующее. Если раньше у нас было 65-70% продовольственной пшеницы, то сейчас только около 30%.

В других регионах, таких как Харьковская и Полтавская области, качество лучше, но при этом урожайность хуже. Конечно, для принятия решений по экспорту, нужно владеть полной информацией. Но пока мы видим, что будет дефицит пшеницы на переработку, очевидно, что вырастут и цены на хлеб.

 

Виконано за допомогоюDisqus