Страсти по мораторию, «Миловановская» арифметика и декоративная реформа для правительственного дизайна

Автор блога — Кахабер Карели, д.э.н., эксперт по земельным вопросам

То, каким курсом вы идете, гораздо важнее, чем ваша скорость. Стивен Кови

Предисловие

Статья никоим образом не ставит целью рассмотрение политических процессов в Украине, она всего лишь анализирует перипетии предновогодних событий и причину разногласий в украинском обществе в связи законопроектом «О рынке земли».

То, что мораторий не удастся отменить до конца года, можно было ожидать с огромной долей уверенности (что я неоднократно отмечал в своих статьях), и это несмотря на усердные обещания самых высокопоставленных лиц Украины. Анализируя ход событий, мне уже неловко становится выражать свое хроническое недоверие и сомнение в отмене моратория, словно я «Фома Неверующий» какой-то.

Страсти по мораторию

Итак, из-за несогласия с земельной политикой за последние две недели 2019-го года страсти накалились: демарши районных/областных администраций и митинги в регионах и у стен ВРУ, перекрытые трассы и столкновения митингующих с силовиками, и, к сожалению, первая кровь.  

Отношение правящей партии к отмене моратория можно считать в корне ошибочным, а полученный итог вполне предсказуемым. Тот вариант законопроекта «О рынке земли», которым правительство намеревалось начать процесс отмены моратория не выдерживает никакой критики по двум причинам: из-за чрезмерно большой площади, попадающей в одни руки (210 тыс. га) и возможного присутствия иностранцев на рынке земли. Правительство обязано было учесть тот факт, что все социологические опросы, начиная с 2015 года, показывали, что 60-72% населения страны против отмены моратория и открытия земельного рынка, а допуск иностранцев на рынок земли и вовсе был закрыт на тяжелый «дедовский замок».

Как Президент Украины, так и «Слуга народа», еще во время избирательной компании  высказывали отрицательное отношение к мораторию и обещали, что к концу года он будет отменен. Отсутствие четко осознанного плана выражается в непоследовательности действий ВРУ, вот наглядный пример: глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия 5-го декабря заявлял, что «за рынок земли будут голосовать 17-20 декабря», а в намеченную дату голосования (20.12) выступил с заявлением, что «Законопроект об открытии рынка земли удастся вынести на рассмотрение в феврале». Кроме этого, много вопросов оставляет «засекреченное» заседание аграрного комитета ВРУ за закрытыми дверями (17.12), когда был проголосован законопроект о рынке земли.

Середина ноября была исторической: ВРУ, в первом чтении приняла законопроект «О рынке земли», что и послужило поводом для мощного недовольства в разных слоях украинского общества. Несмотря на количество проголосовавших «за» депутатов (227 парламентариев от партии «Слуга народа» и 13 — внефракционных), этого оказалось недостаточно для «безмятежного» голосования во втором чтении. Из-за Представительницы Кабинета министров в Верховной Раде Ирины Верещук разразился скандал. Она отказалась поддержать запуск рынка земли, под вопросом оказалась ее должность. А ярые противники законопроекта — депутаты «Батькивщины» — обратились в Национальное антикоррупционное бюро Украины с заявлением, в котором указали на конфликт интересов и коррупцию в Комитете Верховной Рады по вопросам аграрной политики при рассмотрении закона о распродаже земли. Со своей стороны, о давлении от аграриев и фермеров говорит нардеп «Слуги народа» Марьян Заблоцкий: «…Они поделили между собой мажоритарщиков из «Слуги народа» и на каждого оказывали давление. Даже запугивали иногда».

Особое внимание заслуживает вопрос допуска иностранцев на рынок. После протестных выступлений руководство страны решило инициировать референдум и выслушать глас народа. Но тут есть пара очень интересных моментов.

  1. Как выясняется, в конце апреля прошлого года КСУ признал закон (от 06.11.12) «О всеукраинском референдуме» неконституционным, «из-за нарушения процедуры его рассмотрения и принятия, и с точки зрения его содержания.», а через месяц упомянутый закон и вовсе был отменен.  
  2. Нет никаких сомнений, какой итог был бы получен в случае референдума: однозначное НЕТ. Но тут рождается вопрос: тогда какая логика в трате немалых государственных средств и рабочей силы?

Ответ — НИКАКОЙ.

А тогда к чему все это?

И вот еще о чем: естественно, все законопроекты, попадая в законодательный орган страны, претерпевают множество изменений, однако невозможно без удивления воспринять информацию, которую сразу же после Нового года (03.01.20) на своей странице в Facebook разместил Алексей Мушак: «Коротко про сам документ. До 6 сторінок законопроекту було подано 4018 правок на 2528 сторінках». Огромная трансформация цифр.

Законопроект 2178-10. Правки

«Милованоновская» арифметика

Ясное дело, для анализа перспективы какого-нибудь процесса должностные лица приводят разные цифры. Они могут внушить доверие или наоборот — усилить сомнение. И, к моему огромному сожалению, признаюсь: чтоб меня повергнуть в еще большее сомнение, много не нужно, особенно после озвученных Министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофеем Миловановым данных. Во время парламентских слушаний по вопросам земельной реформы (04.12.19), он заявил следующее: «Нормальная работа рынка земли всего за три месяца следующего года принесет около 9 млрд грн… В 2021 году такой рост ожидается на уровне 30 млрд грн…» («За 3 месяца 2020 рынок земли принесет около 9 млрд гривен рост ВВП, — Милованов», 06.12.2019).

Анализируя приведенные цифры, получается, что на самом деле государственная казна понесет убытки в размере 6 млрд грн: если по прогнозу за три месяца в бюджет страны поступят 9 млрд грн, то за весь 2020 год должны поступить целых 36 млрд грн. Вот и возникает вопрос: где же обещанный рост, если за 2020 год поступят 36 млрд грн, а за следующий 2021 год — 30 млрд грн?! Понятно, что 10 минут немного для выступления и не все можно успеть сказать, но, было бы интересно, если б господин Милованов назвал источник этих денег: это продажа государственных земель или кое-что другое? Если вся надежда основывается только на увеличении цен сразу же после открытия рынка, то на это не особо надо надеяться: будет наблюдаться снижение цен и это неизбежный процесс.

Тимофей Милованов, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства

Декоративная реформа для правительственного дизайна

Итак, мораторий не отменен и он остается в силе на неопределенное время.

Несмотря на все обещания лидеров разного уровня страны о решении проблем моратория и рынка, сохраняется многолетнее положение status quo. Да, определенные активности, безусловно, налицо, но я практик-прагматик, сужу по конечным результатам. Мне трудно было понять, как мой любимый «Шахтер», в кубковом финале умудрился уступить «Динамо», но факт: кубок Украины в руках держал Георгий Цитаишвили, а не Давид Хочолава.    

Интересно одно: когда в соответствии с ЗКУ судьба моратория зависит от закона «Об обороте земель», почему на сегодняшний день так актуально принятие другого закона — «О рынке земли». Те регуляции, которые спровоцировали бурные события, можно было бы зафиксировать в важнейшем законе. Реальность в том, что правительственная партия, с таким огромным успехом победившая в парламентских и президентских выборах, наткнулась на сложности, которых она просто не ожидала, и в этом она никого не может винить. Никого, кроме себя…

При анализе позиций тех, от кого зависит судьба земли, сразу бросается в глаза несогласованность мнений и позиций. Президент Владимир Зеленский в начале протестных событий высказал мнение о проведении референдума, после чего министр Тимофей Милованов заявил, что высокий вотум доверия дает Президенту право решать проблему единолично, по своему усмотрению.

Владимир Зеленский, Президент Украины

А вот какие диаметрально отличающиеся заявления на одну и ту же тему были сделаны в один и тот же день, 28-го декабря:

  • Тимофей Милованов на своей странице в Facebook опубликовал пост с заметкой «Перемога», в котором отмечено: «Сегодня аграрный комитет рассмотрел все поправки и утвердил ко второму чтению окончательную версию законопроекта о рынке земли №2178-10». Упомянутый пост состоит из 5 пунктов, и каждый порождает уйму вопросов;
  • Давид Арахамия на заседании комитета по вопросам аграрной и земельной политики с сожалением отметил, что на заседании рабочей группы по рынку земли не пришли к консенсусу: «…Я вот ответственно вам говорю, всех услышали, нет сейчас консенсуса по этому вопросу».

Читаешь и задумываешься, насколько возможно с такими позициями решить все наболевшие проблемы?

А главное то, что мораторий опять продлен, но не традиционным методом, его ежегодным продлением, просто не был принят закон «Об обороте земель». 

С наступлением каникул у депутатов все начали гадать: рынок открыт или нет, можно ли с 1-го января свободно продавать с/х земли. По этому поводу дал разъяснение Госгеокадастр, заявив, что торговля с/х землями запрещена до вступления в силу закона об обороте земель, но не раньше 1 января 2020 года; а народный депутат Олег Кулинич, как всегда, был объективен и конкретен: «…Мораторий как действовал, так и будет действовать до принятия закона об обороте земель…»

Послесловие

Все получилось так, как и ожидалось: имея конституционное большинство, правящая партия не смогла достичь намеченной цели и мораторий пока что в силе.

При разногласиях политические партии начинают подыскивать точки соприкосновения. Я уверен, возможный вариант консенсуса можно будет найти. Но вот что меня удивляет: если с самого начала, анализируя все реалии, у меня была абсолютная уверенность в провале принятия закона в предложенном варианте, неужели должностные лица Украины не чувствовали настроение собственного народа и почему разрешили событиям так накалиться? И почему дали повод для появления мнения, что оппозиция и аграрии вместе победили правительство? Ведь за все последнее время была потрачена огромная национальная энергия и такое «дорогое» время, страна понесла немалые убытки…

Весь процесс явно показал: тут проблема гораздо глубже, чем по-детски наивный вопрос: открыть или нет? Если все те запреты моратория, которые существовали до 2019 года, будут действовать и поныне, то непонятны ажиотажные заявления об отмене моратория.

И все-таки, какой закон важнее и актуальнее: «О рынке земли», или «Об обороте земли»?     

Я очень хочу надеяться, что руководству страны в году 2020-ом удастся с успехом решить не только земельные проблемы. И от души желаю, чтоб обоюдные упреки в популизме уступили место здравому смыслу и взаимопониманию.

Мира, счастья и любви в Ваших семьях!

 Кахабер Карели, д.э.н., эксперт по земельным вопросам

Виконано за допомогоюDisqus