Аграрий 80 lvl: тренажер латифундиста FarmForesight
Агробизнес-симулятор FarmForesight выходит на украинский рынок. Это уникальный продукт, созданный на стыке аграрной статистики, IT-технологий, игровой индустрии и бизнес-моделирования. Он не предназначен для проверки конкретных идей и бизнес-планов, хотя может использоваться и для этого, но учит аграриев правильно рисковать и принимать верные предпринимательские решения.
Начавшись как сугубо корпоративный проект, к 2019 году FarmForesight превратился в самостоятельный продукт, который может быть интересен и крупным агрохолдингам, и небольшим хозяйствам. Уже в феврале состоится Зимний чемпионат аграрного бизнес-моделирования среди агрокомпаний и участников рынка, где команды смогут показать свою эффективность на онлайн-полях. Latifundist.com побеседовал с Александром Эйне, основателем FarmForesight — первого украинского виртуального «тренажера латифундиста».
Latifundist.com: Если сказать коротко, что человек может делать, играя в этот симулятор?
Александр Эйне: В текущей версии это моделирование всех управленческих и некоторых агрономических процессов, которые происходят в растениеводстве. Все, что касается планирования: севооборот, расчет затрат на семена, удобрения, СЗР по каждой культуре в структуре посевов. При этом учитывается погодный фактор, цены на рынке, возможные варианты продажи продукции (по спотовым, форвардным контрактам и т.д.).
Мы моделируем все те управленческие процессы, которые влияют на итоговый финансовый результат работы предприятия. Есть два основных параметра эффективности — это возврат капитала, то есть рентабельность, и EBITDA на гектар. Все просто и привычно для рынка. Это моделирование в режиме онлайн и многопользовательское, то есть одновременно в одну сессию с одинаковыми условиями (погодой, ценами) может сразу играть много человек.
Мы же, в свою очередь, из большого количества сессий можем получить статистические срезы о том, кто, как, где, каким образом играет в симулятор агробизнеса. И у нас, например, есть метрики, по которым мы можем определять — человек хорошо принимает, например, агрономические, финансовые или трейдинговые решения.
Но нам надо еще набрать статистику, и тогда мы сможем ее анализировать гораздо более эффективно. Сейчас мы просто заложили определенные зацепки, которые мы сможем потом использовать для того, чтобы подобную аналитику выдавать. Возможно, она будет вполне открытой, если люди будут готовы делиться такими данными.
Latifundist.com: А как возникла идея создания агробизнес-симулятора?
Александр Эйне: На самом деле идея родилась в процессе, когда «Агропросперис» организовывал ряд промоивентов для своих клиентов, чтобы они становились участниками их кооператива. Он предоставлял фермерам семена, удобрения, СЗР, банковские продукты, закупал готовую продукцию. Для проведения мероприятий холдинг привлек ивент-агентство, которое предложило им все это геймифицировать и провести условную «Монополию». Но к бизнес-логике компании монополия не очень «клеилась», поэтому они обратились в консалтинговую компанию TRAINING FORCE, которая должна была придумать более структурированный и логичный формат игры. Я же был приглашен как специалист по геймификации.
В процессе брейнсторминга мы быстро пришли к тому, что «монополия» не подходит по принципу игровой механики, а еще надо было как-то привязать к этому планшеты, которые планировалось дарить клиентам. В итоге мы решили предложить концепт другой очень простой компьютерной игры. Она примерно копировала весь производственный цикл в растениеводстве, технические операции и процессы, которые происходят в хозяйстве. То есть игрок выбирает определенные сельхозкультуры, получает урожай и продает его. Мы построили игру по такому принципу: один год человек играет в обычном режиме, а второй — уже с теми преимуществами, которые дает сотрудничество с «Агропросперис». В итоге фермеры должны были сами сравнить оба варианта и сделать определенные выводы.
Мы эту идею предложили «Агропросперису». Директор по аграрным инвестициям представительства NCH в Украине Мария Осыка и ее команда оценили проект и помогли вдохнуть в него жизнь.
Latifundist.com: Как все развивалось дальше?
Александр Эйне: Это был сентябрь 2015 г. У нас было тогда очень мало времени — всего 1,5 месяца до начала ивентов. Поэтому мы выбрали довольно простой технологический стек, на котором все это строили. Успели. Провели мероприятие. Результаты были отличными как для «Агропроспериса», так и для нас. Мы увидели, что людям это не просто нравится, они азартно в это играют.
Тогда мы решили, что нужно продолжить развивать проект. В качестве незаменимых консультантов выступили Алексей Колбасинский и Александр Максименко (на тот момент технический директор «Агропроспериса»). На разработку новой версии у нас тоже было пару месяцев. Выполняли ее на старой кодовой базе. Потом провели первый большой ивент, так сказать, «супер-мега-бета-тестирование» для директоров и главных агрономов «Агропроспериса». 120 человек сидели в одном большом зале, одновременно играли в одну сессию в одинаковых условиях. Не скажу, что там все прошло идеально, но зато мы получили массу фидбека, как можно улучшить данную версию, сделать ее более удобной, интересной, правильной и реалистичной.
Это было начало 2016 г. И где-то к середине года мы выпустили уже третью версию. Она включала в себя еще много новых механик, добавили влияние погоды, разработали ценовые сценарии и прочее. Дальше мы помогли провести внутренний ивент, на котором было более 900 человек.
Latifundist.com: Играли не только топы, но и мидл-менеджмент? То есть даже не управленцы?
Александр Эйне: Да, играли даже механизаторы. К примеру, была команда из 5 механизаторов. Они в первый раз увидели эту игру. Им дали планшет, провели короткий инструктаж, как это работает. И надо сказать, что в один из дней эти ребята заняли третье место. Для меня было непонятно, как это происходит. Те, кто полгода уже играют и прошли огромное количество сессий, проигрывают тем, кто просто более внимательно относится ко всему происходящему и более осознанно принимает решения…
Latifundist.com: А как относились к FarmForesight консервативные фермеры, которые еще не совсем «дружат» с современными технологиями?
Александр Эйне: Они приходили с бешеным скепсисом, говорили, что не взяли очки, не могут пальцем нажимать на планшеты. А потом — бах, слепые прозревают, пальцы вырастают (улыбается — прим. ред.). И все классно, они «рубятся» в эту игру дальше. И даже спрашивают: а можно еще поиграть?
Latifundist.com: Поступали предложения от других компаний с просьбой разработать что-то подобное для них?
Александр Эйне: Конечно, ко мне обращались с таким предложением. Но я не мог этого сделать, так как изначально данная программа разрабатывалась для «Агропроспериса». Когда стало очевидно, что надо продвигать этот проект дальше, мы много обсуждали варианты дальнейшего развития с главой представительства NCH в Украине («Агропросперис») Михаэлем Бертрамом. В итоге договорились, что разрабатываем новую модель отдельно.
Latifundist.com: И как началась история самостоятельного продукта?
В процессе поиска инвесторов и партнёров мы познакомились с Latifundist Media. Для ребят этот проект логично вписался в их стратегию диджитализации и обучения агрорынка. Для меня же они стали качественным источником большого массива информации, ну и конечно рупором. Так мы и стали партнерами. На полгода окунулись в разработку, а сегодня с новыми силами выходим на рынок.
Latifundist.com: Как и в каком виде планируете выводить?
Александр Эйне: Базовая версия FarmForesight бесплатна. Кто угодно уже может создать аккаунт и начать играть. Но функционал бесплатной версии ограничен. Играть можно только в случайные сценарии, а редактировать историю предприятия, которым вы руководите в игре, нельзя. Проще говоря, обыгрывается ситуация покупки игроком агрокомпании с определенной историей.
Но есть и профессиональная версия с расширенным функционалом. Она уже будет платной. В ней доступны задание произвольных параметров сессий и более точная настройка бизнес-модели. Есть также функционал для настройки ограничений для массовых сессий. Можно, например, собрать в онлайне сразу 10 человек, которые находятся в разных уголках Украины, и организовать для них игровую сессию с определенным сценарием. Например, на территории Винницкой области, с определенного времени и установленной погодой.
Плюс ко всему будут еще корпоративные аккаунты, включающие весь PRO-функционал и кастомизацию. Холдингам, например, мы можем предложить моделирование на основе их истории полей. То есть кроме усреднённых данных, которые доступны для всех, у них будут специальные свои регионы с данными их предприятий. И, возможно, добавление каких-то своих культур. Сейчас у нас моделируется выращивание только 5 культур: озимых пшеницы и рапса, подсолнечника, сои, кукурузы. При необходимости можно добавить, например, ячмень, яровые пшеницу и рапс, другие культуры.
Latifundist.com: Какие вопросы участники игры задают Вам чаще всего?
Александр Эйне: «Насколько это реалистично?». И каждый раз я объясняю, что не так важна абсолютная реалистичность, сколько реалистичность и логика принятия решений. FarmForesight — это тренажер для того, чтобы выстраивать определенные ситуации и понимать, как и на что реагировать, как выстраиваются причинно-следственные связи между моими действиями и тем, что получается в результате. А не для прогнозирования, что у меня будет с урожаем в этом году. Ведь в жизни в начале года при утверждении бизнес-планов всё равно никто не знает, например, какой будет погода в регионе перед уборкой урожая и т.д.
Естественно, играя в Farming Simulator, где человек ездит на комбайне или тракторе, нельзя научиться ездить на настоящей технике. Или, если я играю, скажем, в те же World of Tanks, я не научусь водить Т-34. Так и здесь. Это учит принятию решений на основе реальных данных. Они более реалистичны, чем любая аркадная игра, и наш симулятор помогает отработать эти реальные навыки.
Второй вопрос, который все задают: «Как вы придумали эти алгоритмы?». Это аналитические алгоритмы, которые построены на основании статистики и причинно-следственных связей, что к чему приводило. Мы построили сначала условную математическую модель как это работает — очень грубую и только примерно похожую на реальность. А потом уже дорабатывали это с кучей экспертов, которые говорили: «Так, вот это похоже на правду, а вот здесь вот надо вам что-то подкорректировать, потому что вот так получается неправильно». В итоге мы вывели ряд формул, которые, грубо говоря, оценивают отклонения от средних значений, и, базируясь на этом, строят вот такие примерные влияния каждого из изменений затрат на ТМЦ на урожайность. Плюс влияние погоды и многих других факторов.
Latifundist.com: Где вы берете погодные, ценовые и другие данные для разработки различных игровых сценариев?
Александр Эйне: В основном всё получаем из открытых источников. Часть исторических данных про урожайность — из данных Госстата, сведения о затратах — из типичных техкарт по регионам и затратам на конкретные ТМЦ. Часть из них взята из проекта Агрополигон. Цены и погода для формирования сценариев — тоже вполне открытая информация. И мы активно продолжаем пополнять исторические данные. Ведь чем их больше, тем точнее будет прогнозирование. В данном моделировании есть много дополнительных механик, которые позволяют сделать ее более усредненной и реалистичной. В ближайшее время мы планируем партнерство с MeteoFarm и Zernotorg.com.ua, что даст нам еще пару плюсов к реалистичности.
Latifundist.com: Для игры можно выбрать любой регион Украины?
Александр Эйне: Да. В исторических данных учтено, какой была урожайность каждой из культур и затраты на их выращивание в каждом из регионов. Плюс у нас есть погодные и ценовые сценарии. Это настоящие, существовавшие ценовые сценарии с корреляцией между спотовыми и форвардными ценами, которые фиксировались в Украине за последние 20 лет. Погодные сценарии тоже на самом деле довольно реалистичные, хотя нам пришлось многое усреднять и приводить к более условным сценариям, но они вполне реальны. Например, есть чудесный сценарий «Засуха 2015 г». Она во всех регионах была примерно одинаковая, и это было очень показательно.
Есть часть и случайных сценариев. Но на самом деле каждый сценарий, используемый в сессии, еще немного рандомизируется, поэтому каждая следующая сессия (даже при выборе одинаковых сценариев) будет немного отличаться. Будут немного другие цены, погодные условия и прочее. Это вносит разнообразие в игру.
Latifundist.com: Если два человека выбирают один и тот же регион, условия игры будут одинаковыми?
Александр Эйне: Да. Они будут в одинаковых условиях. И это очень показательная штука, потому что люди принимают совершенно разные решения. В том числе и рискованные.
У нас были ситуации, когда игроки из двух разных предприятий, которые находятся условно в одном селе, в одинаковых условиях, с одинаковыми ценами и погодой, сыграли с возвратом капитала, отличающимся в два раза. И когда мы начали анализировать, почему так, выяснилось, что одни приняли ряд неудачных решений с точки зрения севооборота и затрат. Другие же очень гибко подошли к решению проблем. В итоге они завершили сессию с идеальным результатом.
Мы увидели, как люди адаптируются к тем условиям, в которых они находятся. И неважно, происходит это в смоделированной ситуации или в жизни. К тому же эта программа, на мой взгляд, помогает выявить предпринимателей. Тех, кто мыслит как бизнесмен, а не категориями механического выполнения задач по техкарте. Хотя, конечно, техкарты важны, но их тюнинг, исходя из реальных условий, позволяет достигать больших результатов. Как в моделировании, так и в жизни.
Latifundist.com: Как игра определяет, что человек выбрал правильное решение?
Александр Эйне: Тут нет правильных или неправильных решений. Каждое действие так или иначе влияет на прогноз урожайности, и, соответственно, на прибыль. Там очень много факторов, которые влияют на то, как человек сыграл. Если идеально с агрономической точки зрения игрок вырастил какую-то культуру и плохо продал, он получает результат ниже, чем тот, кто вырастил как попало, с параметрами по умолчанию, но выгодно заключил контракты, удачно продал по споту и получил классные цены на продажу этой культуры. То есть тут есть много нюансов, которые складываются воедино.
Latifundist.com: Мы знаем, что данную программу бизнес-моделирования использовали и при найме сотрудников или при повышении в должности. Стоит ли на основании результатов игры принимать кадровые решения?
Александр Эйне: Я всегда был против принятия каких-то управленческих и кадровых решений на основе FarmForesight. И каждый раз объяснял, что ни в коем случае не стоит использовать это как решающий аргумент. Если человек играет большое количество сессий и чисто статистически он получает высокие результаты — это значит, что он скорее всего хорош, потому что как минимум разобрался в модели и эффективно адаптируется к условиям. Если человек сыграл одну сессию, и она у него не получилась — это не значит, что он плох.
У нас была интересная ситуация, когда мы проводили ивент, на котором присутствовало 900 человек. В первый день участники не знали, что будут играть в это бизнес-моделирование, и результаты были слабые. Но они предупредили следующих игроков. И те уже как к Олимпиаде готовились к игре. Каждый следующий день показывал все лучшие результаты.
Что касается наших сценариев, мы не можем выстроить абсолютно точную модель того, как у человека пойдет бизнес. Поэтому прогнозировать операционные решения на основании FarmForesight — наверное, плохая идея. Но учиться принимать решения в определенных ситуациях — однозначно полезно, потому что симулятор очень похож на правду.
Чтобы приобрести жизненный опыт в реальности, нужно прожить десятки сценариев за много лет, попробовав разные ситуации на своих реальных полях, вкладывая миллионы долларов. А здесь ты можешь эти десятки лет прожить за 3 часа и получить примерно тот же опыт принятия решений, выработать логику реакции на определённые изменения ситуации и попробовать опасные сценарии, например, выхода из кризисных погодных и ценовых условий, не рискуя реальными деньгами.
Latifundist.com: А бывало такое, что ваше «детище» и результаты игры подвергали сомнению?
Александр Эйне: Каждый раз мне говорят: ты всего лишь айтишник, который не понимает ничего в агросекторе. Как ты можешь нас учить что-то делать?
Но любой процесс подчиняется математике и может исследоваться. В данном случае мы очень много времени потратили на построение математической модели игрового процесса. Она, конечно, имеет свои погрешности. Невозможно учесть каждую мелочь, но мы учитываем основную массу факторов, оказывающих наибольшее влияние. А менее значительные факторы учитываются в формулах прогноза как дополнительные коэффициенты. И это позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать результат.
Как я уже говорил, нельзя строить финансовые прогнозы своего предприятия на основании этих данных. Но FarmForesight позволяет формировать управленческие решения. Это моделирование помогает именно научиться принимать решения в опасных ситуациях. То есть просто не переживать их вживую, рискуя реальными деньгами, а вот так — потренироваться, так сказать, на кошках.
Latifundist.com: Насколько соотносится ваша игра с популярной в мире франшизой Farming Simulator. Есть ли аналогичные симуляторы в Украине?
Александр Эйне: Я специально исследовал этот вопрос. Дело в том, что получившийся у нас продукт вышел на стыке между между игрушками, серьезным анализом и серьезным моделированием. Аналог последнего представлен только в виде каких-нибудь Excel-таблиц и аналитических инструментов, которые дают определенный срез в момент времени, скорее, для финансового анализа. Игры формата Farming Simulator — аркадные и не привязаны к реальности. Да, конечно, весело порулить трактором или комбайном, но это не дает никаких полезных данных.
У нас же получилось сделать что-то на стыке. То, что является одновременно интересным, во что хочется играть, и в то же время полезным. Ведь игра построена на реальных данных и дает практические навыки, которые можно применять в настоящей жизни.
Больше чего-то на этом стыке я не встречал. И я не понимаю, почему так. Возможно, разработчики думают, что моделирование — это что-то настолько сложное, что его тяжело реализовать. При этом, на мой взгляд, не нужно очень серьезного знания агрономии. Тут нужно знание бизнеса, предпринимательский подход и здравый смысл. Даже, наоборот, если бы я тогда на старте обладал теми знаниями, которые накопил сейчас, я бы вероятно сказал, что такую сложную модель реализовать невозможно.
Latifundist.com: Расскажите подробнее о «Зимнем чемпионате агробизнессимуляции FarmForesight», который будете проводить.
Александр Эйне: Мы в феврале собираемся провести зимний чемпионат по нашему аграрному бизнес-моделированию. Это будет открытый турнир для команд от 3 до 5 человек из разных компаний, не обязательно холдингов. Механика будет довольно простая. Все участники турнира будут иметь возможность играть обычные сессии для тренировки и ивентовые, в которых будут определенные одинаковые условия для всех. Там будет заблокирован выбор сценариев и изменение предшественников.
Каждая полностью сыгранная ивентовая сессия будет записываться в общий зачет команды. Он, в свою очередь, будет в итоге сравниваться со всеми остальными командами по таблице лидерства. Будет два параметра для сравнения: средний возврат капитала и EBITDA на гектар. И мы выберем, какой из них для нас будет главным.
Турнир будет проходить две недели. Из всех команд по одному из параметров выберем топ-4 команды. И в итоге устроим оффлайновый ивент, где у них будут полуфиналы и финал. Команда победителей станет чемпионами Украины по агробизнес-симуляции.
Latifundist.com: А как можно стать участником турнира? Будут ли вступительные взносы?
Александр Эйне: Да, вступительный взнос будет. Через пару дней мы начнем анонсирование наших аграрных игр престола:) Так что следите за обновлениями. It's show time.
Анна Омбоди, Константин Ткаченко, Latifundist.com