Делать ставку в кредитовании на латифундистов опасно — мнение
Строить стратегию работы банка вокруг только крупных компаний-латифундистов опасно.
Такое мнение высказал заместитель председателя правления «Ощадбанка» Андрей Стецевич в материале Latifundist.com.
«Здесь есть и политический, и экономический, и отраслевой риски. Со стороны политики это напоминает мне средневековье, где все замкнуто вокруг натуральных хозяйств и очень ограничено в конкуренции. Своя газетка, свой заводик, своя свиноферма — и так 20-30 других бизнесов, например, еще солнечная электростанция, — пусть полежит здесь на всякий случай. Как в анекдоте про грядки и «на помидорки». Вот, например, есть компания с 200 тыс. га земли, которая строит вертикальный бизнес, и есть горизонтальная структура — это кооперативы и фермеры. Как вы думаете, кто более гибок и эффективен? Поверьте, у малых и средних предприятий EBITDA на гектар получается значительно выше, особенно если крупный бизнес проблемный», — отметил он.
По его мнению, сейчас огромный поток финансов идет в муниципалитеты, в ОТГ, и «большая игра» в бизнесе будет смещаться из Киева в условный Гайсин. Экономика, когда 80% финансовых потоков проходит через столицу, не может работать эффективно. Механизм должен запускаться «снизу».
«В Украине атрофировалась привычка предпринимательства — это тяжелый пережиток советского прошлого», — отмечает он.
«Ощадбанк» расширяет сеть отделений нового формата по всей стране, чтобы обеспечить людям доступ к кредитованию, к современному банкингу. Один из фокусов банка — АПК. В этой сфере есть огромный спрос.
«Наши клиенты и их балансы на периферии финансово очень хорошо выглядят. Мы шутим, что если им дописать один-два нолика к балансовым цифрам, то с такими показателями их можно спокойно выводить на Варшавскую биржу и делать IPO», — отметил зампредседателя правления «Ощадбанка».
Напомним, что «Ощадбанк» имел опыт кредитования исключительно больших компаний, но зависимость от одного заемщика может сыграть «плохую шутку».
Читать по теме: Будущее агросектора не за латифундистами