Кадровое «цунами» в Кернеле: топ-менеджмент покидает компанию

Кернел
This article is also available in English

В последние две недели основным источником информационных поводов на аграрном рынке стала компания «Кернел». Так, недавний резонанс в СМИ вызвало решение продать 7 агропредприятий одиозному политику и бизнесмену Виталию Хомутыннику. Но, ключевое событие все же лежит в непубличном поле. Как стало известно Latifundist.com, компанию по разным причинам покидает значительная доля топ-менеджмента. Это удалось узнать из наших источников в компании и на рынке, многие из которых попросили не указывать их имена. Официально о кадровой «перестройке» станет известно уже в ближайшее время. Делимся инсайдерскими подробностями об игре престолов в «Кернеле».

Прореживание руководства

Две недели назад компания «Кернел» опубликовала ежегодный отчет, где сообщила о назначении генеральным директором холдинга руководителя направления «Агробизнес» Евгения Осипова.

Евгений Осипов, генеральный директор компании «Кернел»

«В своей новой роли Евгений Осипов будет управлять операционной деятельностью и будет отвечать за выполнение стратегии», — так представил нового менеджера компании основатель «Кернел», глава совета директоров Андрей Веревский.

Андрей Веревский, основатель «Кернел», глава совета директоров

В аграрной среде новость восприняли с некоторым удивлением. Эта должность долгое время оставалась вакантной, но на рынке фактическим гендиректором считали операционного директора Константина Литвинского.

Литвинский проработал в «Кернеле» 12 лет и главные операционные успехи компании в этот период многие участники рынка связывают с его именем. Он пришел в холдинг в ноябре 2005 года из компании Ramburs, сразу же возглавив трейдинговое направление.

Константин Литвинский, операционный директор «Кернел»

«Это человек, принимающий решения по всем вопросам в Украине, для рынка он был вторым человеком после акционера. Но Андрей Веревский находится в Женеве, а Константин — в Украине, все коммуникации велись с ним», — рассказывает топ-менеджер одной из интернациональных трейдинговых компаний на правах анонимности.

После того, как Осипов занял должность «первого после акционера», в «Кернеле» началась настоящая кадровая революция. Один за другим компанию начали покидать руководители ключевых направлений. Как стало известно Latifundist.com, оставили свои должности директор департамента производства, исследований и развития агробизнеса Виталий Ставничук (также один из старожилов компании), и руководитель логистического направления Александр Мащенко

Виталий Ставничук, директор департамента производства, исследований и развития агробизнеса

Значительные кадровые изменения произошли и в портовом подразделении компании. Так, был уволен и уходит вместе с рядом сотрудников директор «Трансбалктерминала» Сергей Синица, в свое время пришедший с терминалов «ТИС».

Игорь Чикин 

Основным поводом для увольнения Виталия Ставничука послужило назначение Игоря Чикина на пост Директора Агробизнеса. На некоторые позиции в компании смогли оперативно подобрать преемников. Так, вакантное место после повышения Осипова занял руководитель Западного регионального офиса Игорь Чикин. Логистическое направление возглавил Николай Мирошниченко — заместитель по коммерческой деятельности направления «Агробизнеса».

«Чикин состоялся в агробизнесе, он возглавлял один из самых мощных кластеров. Но вопросы технологии и производства держались долгое время на Виталии, который определял стратегию и во многом задавал темпы работы. Видимо, в новой конфигурации Виталий не видит как может реализовать свой потенциал», — прокомментировал ситуацию наш источник в компании.

Сейчас растут ставки на уход из компании Константина Литвинского.

«Я думаю, что у Литвинского, есть опция остаться, но вряд ли он станет подыгрывать изменениям, в которые не верит», — продолжает источник в компании.

Кроме того, команду топ-менеджеров компании также покинул руководитель службы животноводства Михаил Травецкий.

Читать по теме: Михаил Травецкий: Хочу быть архитектором, а не наемником

Почему?

Прежде, чем анализировать логику таких действий в «Кернеле», стоит начать с внутренней организации компании. Именно она во многом объясняет кадровые перемены.

В предыдущей конфигурации «Кернел» организационно состоял из ряда отдельных бизнесов: агробизнеса, трейдинга, заводов по переработке и дивизиона логистики, которому подчиняются элеваторы, перевалка, транспорт. Каждый из них возглавляет свой директор. Несмотря на то, что все они находятся «в одной лодке», логика работы построена таким образом, чтобы бизнесы соревновались друг с другом в постоянной конкурентной гонке.

По сути, эти направления всегда были автономными. Иногда доходило даже до рабочих конфликтов между бизнесами. Каждый работал над тем, чтобы дать со своей стороны максимальный результат. Сейчас же одна из главных целей компании — развернуть все усилия и слить сектора в один бизнес, получая общий результат от цепочки, даже если какое-то звено будет проваливаться.

«Раньше, когда одно звено проседало, оно становилось в защитную позицию, чтобы полностью не провалиться, тем самым блокируя часть процессов из других звеньев. Такая децентрализация, с одной стороны, позволяла сохранять баланс, но с другой — в определенной мере сдерживала развитие компании», — отметил еще один источник в «Кернеле».

Принятие решений происходило коллегиально. Состав секторальных комитетов (торговый, инвестиционный, бюджетный) по сути представлялся одними и теми же людьми — директорами компаний. Выше комитетов находился только наблюдательный совет.

Конкуренция внутри бизнеса долгое время себя оправдывала. Но по некоторым вопросам участники не приходили к общему мнению, что требовало арбитража на более высоком уровне — главы совета директоров.

Стоит отметить, что в эти комитеты неизменно входили два человека — Константин Литвинский и его супруга Леся Литвинская, которая ранее возглавляла дивизион логистики. Эта практика длилась долгие годы, во многом Литвинским был дан карт-бланш.

Леся Литвинская, экс-директор по логистике компании «Кернел»

Но так продолжалось до июня этого года. Тогда было принято решение освободить от обязанностей руководителя дивизиона логистики и, соответственно, права голоса в комитетах Лесю Литвинскую.

Что дальше?

Выбор Осипова в качестве генерального директора, вероятно, обусловлен высокими  результатами направления «Агробизнес». По сути, он выиграл конкурентную гонку у коллег.

Директор одной из компаний-партнеров «Кернела», знакомый с кадровыми перестановками, видит в новом директоре возможность компании дать новый виток развития.

«Многие топ-менеджеры работают в компании больше десяти лет, и уже не были носителями прогресса, где-то работая по инерции. В свою очередь, Осипов достаточно молодой и динамичный, он может дать новое дыхание компании. К тому же по духу он смотрит стратегически, в этом он похож на Андрея Веревского», — отметил он.

В этом смысле новому руководителю гораздо проще работать со своей командой, чем искать точки соприкосновения со «старой гвардией».

Практически все собеседники отмечают что несмотря на кадровые перемены, механизм компании настолько слаженно отрегулирован, что принципиальных изменений и сбоев произойти не должно. Хотя сама «революция» — во многом решение, обусловленное бизнес-интуицией и стратегическим виденьем Андрея Веревского.

С другой стороны, фактором риска является то, что на профильные должности назначили непрофильных специалистов. Ведь уметь вырастить еще не значит уметь перевезти или реализовать. Есть экспертное мнение, что кадровые перемены могут стоить «Кернелу» потерь $0,5 на каждой тонне зерна.

Чем обернутся для холдинга эти перестановки, увидим уже в ближайшее время. От того, сыграет или нет кадровая ставка, зависит не только судьба компании «Кернел», но и во многом — всего аграрного рынка.

Константин Ткаченко, Latifundist.com

This article is also available in English.

Виконано за допомогоюDisqus