Ограничение экспорта зерна: быть или не быть (ОБНОВЛЕНО 30.03)

Украинские мукомолы и пекари просят ограничить экспорт зерна, чтобы не допустить рост цен на хлеб. Зернотрейдеры выступают против любых ограничений зернового экспорта. Соседние страны, в частности, Казахстан ввел ограничения на экспорт круп и муки. Россияне планируют ввести квоты на экспорт зерна. Ситуация развивается стремительно: если еще 25 марта глава правления «Киевхлеб» Владимир Череда, который также возглавляет ассоциацию пекарей, в своем блоге выступал против ограничений экспорта продовольствия, то уже 27 марта вместе со своими коллегами направил письмо руководству страны о временной приостановке поставок зерна на внешние рынки.

Читать по теме: Глава правления Киевхлеба о «хлебном портрете» украинца и влиянии коронавируса на планы компании

Союз «Мукомолов Украины» и Всеукраинская ассоциация пекарей 27 марта направили обращение к Президенту Украины Владимиру Зеленскому, премьер-министру Денису Шмыгалю и министру развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорю Петрашко с просьбой временно ограничить экспорт продовольственного зерна, чтобы сохранить действующие цены на хлебобулочную продукцию.

В письме указано, что сегодня складывается «критическая ситуация на внутреннем рынке зерна». Из-за роста спроса на внешних рынках и сезонных факторов увеличиваются цены на продовольственную пшеницу.

«Например, только за последние десять дней средняя цена на пшеницу второго и третьего класса выросла на 400-500 грн/т. Такое подорожание уже в ближайшем будущем приведет к росту цены на муку всех сортов на 500-600 грн/т. Поскольку мука в себестоимости хлеба составляет более 40%, то и повышение цены на этот товар первой необходимости для граждан на 15-20% является почти свершившимся фактом», — говорится в обращении.

Профильные ассоциации говорят, что спрос на хлеб и хлебобулочные изделия в рознице вырос на 30-40%.

«В сложившихся обстоятельствах мы обращаемся к вам с просьбой помочь нам сохранить нынешний уровень ценовой политики и обезопасить потребителей от резкого повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Один из способов это сделать — ввести временное ограничение на экспорт зерновой продукции продовольственной группы в объемах, необходимых для обеспечения потребностей внутреннего рынка, на период ожидаемой продолжительности карантинных мероприятий», —сказано в обращении ассоциаций.

Представители «Мукомолы Украины» и «Всеукраинская ассоциация пекарей» понимают, что такой шаг может вызвать недовольство экспортеров зерна, поэтому сообщили, что готовы предоставить детальные предложения о механизме регулирования этого вопроса в рамках национального антикризисного штаба по противодействию пандемии или на любой другой оперативной и эффективной платформе диалога производителей и власти.

Президент «Украинской зерновой ассоциации» (УЗА) Николай Горбачев

«Любой запрет экспорта урожая зерновых и масличных культур приведет к катастрофическим последствиям для экономики страны и бюджета, так как аграрный экспорт приносит ежегодно около 40% всех валютных поступлений в страну. Только в прошлом году экспорт зерновых принес экономике Украины около $9,6 млрд. В ассоциации считают, что запрет экспорта зерновых лишит страну этих доходов и вызовет колоссальное разрушительное «цунами» для всей экономики государства.

Украинская зерновая ассоциация ежемесячно вместе с Министерством экономики, торговли и сельского хозяйства мониторят ситуацию с экспортом зерновых, чтобы не было никаких угроз для продовольственной безопасности страны. Мы держим руку на пульсе событий и вместе не допустим никаких рисков для аграрной отрасли».

Глава правления «Киевхлеб» Владимир Череда:

«Буквально за последние сутки цена за 1 т пшеницы выросла на 220 грн. А в целом с начала месяца рост на пшеницу 2-3 класса составил 22%. Кроме того, в ожидании еще большего изменения валютного курса, никто большие контракты даже не подписывает. Переработчики готовы купить зерно, но никто не хочет продавать. Все ждут большей цены. Поэтому введение ограничений на экспорт зерна — это вынужденный шаг. То есть буквально за несколько дней ситуация кардинально изменилась. Мы даже не могли этого предвидеть. Поэтому совсем недавно я говорил, что ограничивать экспорт зерна не нужно. Предприятия стали обращаться в Ассоциацию с просьбой урегулировать ситуацию. Обычно, когда начинаются весенние полевые работы на рынке зерна повышенное предложение, снижаются цены. Но сегодня ситуация другая».

Учредитель холдинга «Кулиничи» Владимир Мисик:

Владимир Мисик, учредитель холдинга «Кулиничи»

«В этом году большая вероятность, что Украина может не получить качественный урожай зерна. Во-вторых, непонятно, как долго продляться карантинные меры, когда закрыты границы. Когда возникает коллапс мировой экономической системы, обычные рыночные отношения перестают действовать. Весь мир перешел в режим чрезвычайной ситуации. То есть, условия приближенные к военным. Какой смысл вывозить продукты за пределы страны? Сейчас каждое государство думает о себе.

Зачем нам деньги на счету частных компаний, если у нас физически не будет пшеницы, чтобы произвести хлеб. Поэтому в таких условиях у нас должен быть годовой запас не только пшеницы, но и другого продовольствия, чтобы накормить людей. К сожалению, на складах Госкомрезерва таких запасов нет. Хотя может на бумаге и числится 2,5 тыс. т зерна. Сейчас какие-то хлебопекарские предприятия взяли и купили бы эту пшеницу. Но во время кризиса ведь и банковская система не работает.

Будет, как с масками. Сначала вывезли из страны 100 тыс. штук, а потом украинцы не могут купить. Так же будем клянчить пшеницу, если не закроем экспорт. Мы это уже проходили в 2003 г.. Я лично на коленях просил у соседних государств, завез в Харьковскую область 200 тыс. т муки. Остальные предприятия тянули муку кораблями из Канады, Австралии, США. Зачем сейчас вывозить, если потом придется за валюту покупать зерно с предоплатой у других стран и ждать. Поэтому пшеница должна остаться в Украине, и держать ее нужно до нового урожая. Если урожай будет плохой, тогда скажем: «Какие мы умные, что пшеничку не вывезли и нам есть, чем кормить людей». Тогда можно будет сделать баланс и, если получим хороший урожай, экспортировать зерно. А если урожай будет плохой, тогда он останется в стране, и мы кормим людей в 2020/2021 МГ. Таким должен быть государственный подход.

Ведь никто до конца не понимаем экономические последствия пандемии. Надо сформировать запасы. Поэтому, если государство найдет деньги и выкупит у частных зернотрейдеров 5 млн т продовольственной пшеницы 2-3 класса и сложит в закрома как стратегический запас, вопросов нет. Причем 5 млн т пшеницы это только для хлеба, а еще 1-1,5 млн т для макарон, 0,5 млн т для кондитерки и 0,5 млн т фасованная мука для населения. А с учетом ажиотажа, эти цифры умножайте на 1,5.

Запрет на экспорт зерна нужен на 1-1,5 месяца. Пока каждая область не отчитается президенту, что у нее на балансе есть сырье для производства продукции до нового года. Учитывая нынешние погодные условия, пшеница нового урожая может быть с низким уровнем клейковины. Если в течение апреля будут дожди и на полях будет красивая пшеница по пояс, тогда можно экспортировать, предварительно сформировав запас. Сейчас на любом хлебозаводе запас запас муки на неделю-полторы. Ну у «Киевхлеба» на месяц. Нам нужно пережить 4 месяца до нового урожая.

Сейчас во всем мире повышенный спрос на продукты питания. Я бы на месте государства, менял продукты на средства дезинфекции, маски, медоборудование. Потому что сейчас невозможно все это купить у других государств».

Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий:

«Для стабилизации цен на муку Минэкономики проведет реализацию пшеницы ГПЗКУ и ПАО «Аграрный фонд». С целью обеспечения достаточного количества муки для внутреннего потребления ГПЗКУ и «Аграрный Фонд» направят 160 тыс. т продовольственной пшеницы на внутреннюю переработку и реализацию на внутреннем рынке, что позволит произвести около 128 тыс. т муки. Учитывая внутреннее потребление и остатки на мукомольных предприятиях, этих объемов достаточно, чтобы стабилизировать цены на муку и не допустить ажиотажного роста цен для украинского потребителя.

В подписанном в прошлом году Меморандуме о взаимопонимании с экспортерами зерна был зафиксирован ориентир относительно возможного экспорта пшеницы в 2019/2020 МГ. Пока ориентир возможных поставок за границу в 20 млн т не превышен, но мы ежедневно мониторим объемы экспорта, держим связь с зерновиками и мукомолами, в случае необходимости будем принимать меры».

Народный депутат Украины 8-го созыва, член парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям, собственник «Агродар Груп» Иван Мирошниченко:

«Я против запрета экспорта продовольствия. Если будет запрещен экспорт пшеницы и муки, то проиграет в первую очередь товаропроизводитель. Мы отсекаем альтернативу внешних рынков для формирования цены на внутреннем рынке. Это неправильно. Сегодня наличие сырья на мельницах, мы это называем покрытие производства, составляет от месяца до двух. А это значит, что еще 4 месяца с учетом того, что новый урожай должен отлежаться 30-40 дней, страна и заводы остаются не покрытыми сырьем. Это — объективная ситуация и ее надо понимать.

Продают аграрии плохо, по понятным всем причинам. Курс вырос до 28 грн/$1, пшеница выросла примерно на $7-10 на тонне. Также наблюдается позитив на внешних рынках и биржах. На товарных рынках растут цены в связи с тем, что западным странам было выделено $10,2 трлн в качестве смягчающей меры, чтобы не допустить спада производства экономики. Все это заставило агрария — производителя, сидеть на товарных остатках и продавать только то, что ему крайне необходимо для его потребностей. Это тоже объективная причина.

Также нужно понимать, что дешевой муки, особенно сейчас в условиях экономической турбулентности, у нас не будет. Еще один важный фактор, на который мы все должны обращать внимание — что будет делать Россия. Если Россия закроет экспорт пшеницы, а на этой неделе она уже делала такую ​​попытку, или закроет экспорт муки, то все позиции, которые должны были идти из России на мировой экспорт, переключатся на другие страны Черноморского региона. И в первую очередь на Украину. Тогда у нас автоматически вырастут цены, и пшеницу будут выгребать с двойной скоростью. Экспорт из Украины ускорится в 1,5-2 раза. Если это произойдет, то мы рискуем получить некачественное муку. Мы будем молоть все подряд, начиная с мая месяца. Такой мой прогноз.

Не нужно вводить запрет. Нужно смотреть, что будут делать другие страны. Если Россия закроет свой экспорт, то украинскому правительству нужно будет реагировать соответственно. А то в итоге получится так, что мы своим ресурсом закроем все в мире проблемы, кроме своих. Да, сейчас будет трудно. Нужно быть всегда на рынке и каждый день покупать пшеницу. Сколько аграрий продает, столько и покупать. Я думаю, что некоторое время мы еще будем в экономической турбулентности. Но рынки будут стабилизироваться, будет спрос. 

Сегодня ажиотаж. Внутренний рынок потребляет в разы больше чем нужно, потому что люди создают запасы. Есть паника. У нас пшеницы хватает, но переработчикам надо быть постоянно в ритме. Дешевого продукта уже не будет. Все будет стоить столько, сколько оно должно стоить. Все будут за этот продукт конкурировать — и экспортер, и переработчик. Качественной пшеницы — все меньше и меньше».

Менеджер по развитию бизнеса Maxigrain Елена Нероба:

«Из ужасной трагедии 1932-1933 годов сегодня кое-кто пытается создать инструмент для манипуляции. Голодомор, от которого больше других стран пострадала Украина, несмотря на десятилетия возражения, настолько засел в генетическую память, что люди сейчас легко ведутся на упреки «продадут все зерно из Украины». Оставлю лирику и приведу только сухие факты. Не все из них оптимистичны, но это факты.

  1. Прошлогодний урожай пшеницы всех классов в Украине составил 28,2 млн т. Начальные запасы (госрезерв, остатки производителей и переработчиков) — 1,6 млн т. Внутренние потребности, статистически рассчитанные из нормы потребления хлеба, муки, круп (из пшеницы), макаронных изделий, а также продукции для животноводства и других отраслей — это 8 млн т пшеницы в год. То есть из почти 30 млн т зерновых украинцы в том или ином виде потребляют 8 млн т. И это с учетом того, что в стране, к сожалению, уже не проживает 42 млн человек.
  2. Переходящие остатки в любых странах мира не превышают 3-6 месячную потребность в зерне. Никто не держит годовой запас пшеницы «на всякий случай». А особенно те страны, которые эту пшеницу выращивают. Единственное исключение — Китай.
  3. Ежегодно после подведения итогов уборочной кампании по пшенице (середина лета) экспортеры и государство согласовывают предельный объем зерна, который можно экспортировать без угрозы для национальной продовольственной безопасности. В этом году (а год у производителей пшеницы с 1 июля по 30 июня) посчитали и согласились, что 20 млн т зерна Украина вполне может продать за границу. Рыночная конъюнктура была благоприятная, особенно в первой половине маркетингового года. Темпы экспорта пшеницы были удовлетворительные. В абсолютных величинах (млн т) они значительно превышали прошлогодние, в процентах к урожаю — тоже выше, но уже не на столько. После укрепления гривны и за счет внешних факторов экспорт «просел». Но он так себя ведет ежегодно и без этих факторов. Сейчас на панических настроениях, охвативших мир, экспорт снова оживился. Зачем эти сравнения: «на Х% больше, чем на прошлой неделе / ​​месяце»? На самом деле, до нового урожая нам осталось 2,5 месяца и примерно 2,5 млн т экспортного потенциала пшеницы. А на украинских элеваторах задекларировано 5 млн т. Плюс есть зерно, которое хранится в небольших частных хозяйствах. Поэтому голод от недостатка батонов, макарон и муки нам не грозит. И это радует.
  4. Производство. Основной урожай пшеницы в Украине — это озимые. К сожалению, площади под ними в этой посевной кампании были уменьшены почти на 10% до 5,9 млн га. Яровой пшеницей компании досеют сравнительно небольшую площадь. Поэтому, скорее всего, новый урожай будет меньше предыдущего, приблизительно на уровне позапрошлого года. Погода пока не самая благоприятная, очень не хватает влаги. В большинстве стран-производителей площади под пшеницей также уменьшены, и погода тоже не оптимальна (кроме России, там все более или менее хорошо в этом смысле). Поэтому шансы, что пшеница подорожает везде, достаточно большие.
  5. Относительно лозунга «все вывезут!». Мы живем в мире, где в основном господствует рыночная экономика. Если производителю выгоднее продать на экспорт, он это сделает. О запрете экспорта — цифры мониторятся ежедневно, и если ситуация действительно станет критической, то я первая подниму шум.

Для иллюстрации — данные Госстата Украины о ежемесячных объемах экспорта пшеницы и ее производстве».

Основатель и председатель наблюдательного совета агрохолдинга «Ristone Holdings» Вадим Нестеренко:


«Всегда считал и считаю, что государство должно регулировать экспорт продовольственной пшеницы, и, таким образом, удерживать цены на хлеб на приемлемом уровне. Это не просто вопрос экономики, это вопрос продовольственной безопасности Украины. Хлеб является наиболее массовым социальным продуктом питания, он должен быть доступен всем без исключения украинцам.  

Если немедленно не остановить экспорт продовольственной пшеницы, то последствия будут крайне негативными. Мы же видим, как ежедневно тонна пшеницы дорожает почти на 100 грн, соответственно, будет дорожать мука. К чему это приведет? Варианта всего два и оба негативные: либо будет быстрый и неконтролируемый рост цен на хлеб, либо из-за нерентабельности остановятся хлебозаводы.

И у правительства для решения этой нарастающей с каждым днем проблемы времени нет. Подчеркну, что если такое ограничение экспорта будет введено уже сегодня, оно затронет только остатки в 5-7% от общей массы пшеницы, основную ее часть уже вывезли, ведь к апрелю, как правило, продажа пшеницы уже завершается.

Я хорошо знаю, о чем говорю. Во-первых, наш Ristone Holdings занимается как выращиванием зерновых, так и их переработкой, производством муки, хлебобулочной продукции. Во-вторых, имею практический опыт решения этого вопроса как госслужащий. Когда я работал заместителем губернатора Днепропетровской области, нам в масштабах региона в 2012-13 годах удалось запустить реальный механизм формирования резерва зерна, в результате цены на хлеб тогда у нас были самыми низкими, если сравнивать с другими регионами.

Вспомните совсем недавнюю историю, ведь у нас в стране всегда была система создания стратегического продовольственного госрезерва. Но последние правительства, по сути, бездумно сломали эту систему под флагом борьбы с коррупцией. Да, в любой государственной системе есть место для всяких мутных схем, но это вопрос не к системе, это вопрос к правоохранителям. А сама система государственного регулирования продовольственных запасов была правильной и рабочей.

Потом, как вы знаете, началась эпоха внешнего управления, нам сказали что «должен быть свободный рынок». Их логика понятна, они хотят свободно вывозить то, что им нужно, мы ведь для них просто сырьевой придаток.

Сегодня появилась новая и понятная всем мотивация для возвращения к госрегулированию продовольственных запасов, поскольку есть связанный с коронавирусом форс-мажор. Многие страны пытаются сделать все возможное, чтобы смягчать для своих людей негативные последствия пандемии, помочь пережить финансовый и экономический кризис, избежать инфляции и роста цен. В Украине опыт и механизмы регулирования есть, и их, пока не поздно, нужно реализовать. Ведь это же прямая обязанность государства — обеспечить народ хлебом по доступным ценам.

Правительство должно наконец понять, что же на самом деле означают слова «продовольственная безопасность державы». Понять и действовать без промедления».

Виконано за допомогоюDisqus