Мясной рынок Украины: с кровью или без
«Качели» в экономическом развитии Украины и, соответственно, в покупательной способности украинцев делают бизнес мясопереработки достаточно сложным и неоднозначным. Мясо и мясные продукты — важный и труднозаменимый источник белка в питании, тем не менее мясо является относительно дорогим продуктом и в периоды экономических потрясений теряет спрос одним из первых.
Результатом такой волатильности спроса являются цены, которые могут за год меняться на 30-40% как в одну, так и в другую сторону. Естественно, это сказывается на прибыльности производства, хотя перерабатывающий сегмент традиционно имеет более стабильную прибыльность, нежели поставщики сырья, в данном случае — животноводческий сектор.
Вообще, говорить о мясопереработке как о едином сегменте не очень корректно. К традиционным функциям мясокомбинатов относятся и забой, и разделка/обвалка, а также производство полуфабрикатов и готовых продуктов. Это всё разные процессы со своим сырьем, структурой затрат и рынками сбыта. Проблемы и достижения этих направлений также зачастую сугубо индивидуальные. Вертикально интегрированные бизнесы, включающие ещё и выращивание животных или птицы, тем более, стоят особняком.
Так, забойная ветвь бизнеса характеризовалась существенным спадом объемов забоя КРС в последние 4 года — более чем на 20%. Причин тому было несколько: снижение поголовья (на 19% с 2014 года), а также рост экспорта живого скота — с одной стороны и уменьшение спроса на говядину — с другой. По свиньям поголовье снизилось еще больше (на 21% с 2014 года), но забой остался на прежнем уровне «благодаря» африканской чуме свиней (АЧС), которая вынуждала избавляться от поголовья тех, кто боялся потерять всё из-за карантина. Этот эффект «психологического» забоя, как мы его называем, был растянут во времени и пространстве и распространялся по территории страны вместе с фронтом заболевания.
В перспективе, надежд на быстрый рост поголовья и забоя нет, но прогнозы в животноводстве на ближайшие несколько лет, все же, позитивные. Это касается и КРС, и свиней. С другой стороны, принятое ужесточение требований к подворному забою может способствовать увеличению загрузки легальных боен. Таким образом, можно полагать, что сейчас официальный забойный бизнес находится в нижней точке, если говорить об объемах, и в ближайшее время начнется плавный его рост.
В процессе разделки/обвалки характерной чертой последнего времени была потеря возможности экспорта в Россию, что заставило производителей (или трейдеров) искать новые возможности для сбыта. Большинство производителей/трейдеров говядины далеко ходить не стали и наладили поставки в Россию через Беларусь, а также расширили экспорт в страны СНГ. Страны дальнего зарубежья также стали появляться среди покупателей украинской говядины, но их общая доля пока едва превышает 10%.
Тем не менее экспорт говядины растёт, доступ на новые рынки постепенно открывается. Если экспортёры будут более активно и смело искать зарубежных покупателей и будут готовы приспосабливаться к их требованиям, то практически неограниченный мировой рынок с благодарностью примет всю говядину, которую не съест украинский потребитель. Продажа качественного продукта на требовательных рынках по хорошей цене — это тоже добавленная стоимость и на качественной говядине можно заработать даже больше, чем на колбасах или тушенке.
С экспортом свинины всё обстоит гораздо хуже. Помимо того, что с 2016 года закрылось российское направление, внутренние цены у нас сейчас достигли такого уровня, когда реальным стал импорт свинины, а не экспорт. Наличие же в стране АЧС сильно усложнит поиск покупателей, даже когда конъюнктура рынка снова станет благоприятной для экспорта.
Что касается производства колбас, то тут с прошлого года наметился рост. Официальная статистика показала увеличение на 6% производства колбасных изделий в 2017 году (по отношению к 2016 году) и ещё на 7% за первые три месяца 2018 года (по отношению к соответствующему периоду 2017 года).
Нужно отметить, что производители колбас «крутились» как могли, ведь если розничные цены на мясо в 2017 году выросли на 30-40%, то на колбасы — всего на 25%. При этом вырос импорт в Украину дешевого мяса (механической обвалки, тримминг), а также сала. Именно это позволило сдержать цены и нарастить сбыт. В текущем году мы видим продолжение роста импорта и мяса, и сала, а кроме того, ещё и субпродуктов.
Производство других готовых мясных изделий и полуфабрикатов снизилось в 2017 году на 4%. В то же время, совокупная доля этих продуктов и колбас в общем потреблении мяса выросла на несколько процентных пунктов, составив около 20%.
Импорт колбас и других мясных продуктов в Украину небольшой, так же, как и экспорт. Основной рынок в данном сегменте в настоящее время — внутренний, хотя все шансы нарастить экспорт у нас, конечно же, есть. Внутренний рынок также будет расти. Ожидающийся в Украине экономический рост, по опыту других стран, будет способствовать увеличению как общего потребления мяса, так и доли продуктов промышленного производства в потреблении. Позитивные сдвиги наметились и в животноводстве, а значит, сырье будет.
Андрей Панкратов, аналитик сельскохозяйственных рынков и национальный консультант FАО