Польское vs украинское: вытеснит ли импорт наше молоко с прилавков
На украинском рынке много польской молочной продукции. Это ни для кого не новость. Но та, которая есть на рынке сейчас, абсолютно конкурентоспособна с нашими украинскими продуктами. И такой продукции довольно много, потому что с 2017 года в Украине существует острый дефицит молочного сырья. А потребление растет, и отечественный производитель не в состоянии его удовлетворить.
Кроме того, ситуация с дефицитом способствовала тому, что на отечественную молочную продукцию поднялась цена. И поднялась настолько, что превысила стоимость сырья не только в Польше, но и в странах Прибалтики. Например, в декабре 2019 г. и январе 2020 г. дороже нашего молочного сырья была продукция из Франции. Сейчас наша цена находится где-то посредине шкалы среди стран Европы и она составляет €0,3. Поэтому импортные продукты, а это в основном продукты из ЕС, стали конкурентоспособными.
Про господдержку в странах ЕС
Хочу подчеркнуть, что в странах ЕС существует единая аграрная политика по поддержке АПК. Согласно этой программе, те, кто работает в животноводстве и в перерабатывающей отрасли, получают очень много преференций. Самая главная — это от 50% до 70% дотаций на безвозвратной основе из бюджета ЕС на модернизацию и развитие животноводства и перерабатывающей отрасли. Например, Польша за 15 лет пребывания в ЕС получила €29 млрд на развитие молочной отрасли. Поэтому в Польше была проведена модернизация перерабатывающих предприятий, технологических процессов.
Сравнивать себестоимость в Польше и Украине неуместно. У них гандикап перед нами и государственная поддержка в этом вопросе является ключевой. Повторюсь, себестоимость молока в Украине выше, чем в Польше.
Образцовая модель молочной отрасли сегодня в Нидерландах. У них всего 53 таких предприятия, в то время как у нас — 192. Но там поголовье КРС 1,6 млн, в Украине — 1,7 млн. У них произведено молока 14 млн т, у нас — 9,8 млн т в 2019 году согласно Госстату (по оценкам экспертов 6,5 млн т). У них нет маленьких предприятий для переработки молока. Надо сказать, что в Нидерландах львиная доля предприятий представляют собой форму кооператива. Наиболее известный кооператив — Кампина Фрислан.
Очевидно, нам надо перенимать этот опыт, то есть нам нужно не 192, а хотя бы 100 предприятий с большими объемами переработки. Как пример «Вимм-Билль-Данн», которые из двух производственных площадок мощности перенесли на одну. Тем самым обеспечили переработку молока в сутки более 300 т.
В то же время возможность длинного финансирования для производителей молочной продукции в Украине нет. Собственные прибыли, необходимой для развития предприятия, тоже недостаточно. Поэтому молочная отрасль в Украине находится на стадии выживания.
Рыночные условия для отрасли
На украинском молочном рынке не созданы справедливые рыночные условия распределения добавочной стоимости. У нас монополия ритейла, который давит на переработчика. На последнего идет давление и со стороны производителей молока, потому что есть дефицит сырья на рынке. Есть монополия ритейла, есть монополия сырья, добавочную стоимость же создают переработчики. Но они же меньше всего зарабатывают. Очевидно, необходимо добиться справедливого распределения добавленной стоимости.
О сырах
Последние три года производство сыров в Украине падало. Это связано с потерей российского рынка, усилением конкуренции со стороны импорта.
Импорт молочных продуктов стремительно начал расти. Например, за 8 месяцев 2019 г. ее ввезено 8,9 тыс. т цельномолочной продукции, за аналогичный период 2020 г. ввезли более 18 тыс. т.
Если говорить о сырах, то за прошлый год импортировали 20,7 тыс т, а за 8 месяцев 2020 г. уже ввезено 23 тыс т. Фактически ожидаем до конца около 40 тыс т импортного сыра.
Не удивительно, что 30% молочной продукции с внешних рынков — это Польша. И в этом нет ничего удивительного, потому что Польша как государство создала все условия для развития молочного скотоводства и перерабатывающей отрасли. На сегодня в Польше излишек молочного сырья. И он составляет примерно 2,5 млн т молока в год. В других странах ЕС подобная ситуация. По состоянию на 2018 г. излишек молочного сырья там составлял 15 млн т. Если ЕС продолжат поддерживать местного производителя, то излишек будет достигать в 2026 г. 30 млн т.
Польский производитель может позволить себе для завоевания украинского рынка продавать свой сыр по себестоимости. И я думаю, они это и делают. Польские молокоперерабатывающие предприятия провели модернизацию и могут производить продукты с высокой добавленной стоимостью — сывороточные концентраты с содержанием белка до 80%. Это продукт с добавленной стоимостью, который пользуется большим спросом в странах Азии, Америки. Необходимо подчеркнуть, что польские перерабатывающие предприятия — это сельскохозяйственные кооперативы.
«Чагаровский, ты хочешь нам запретить употреблять высококачественные продукты?»
Именно такой вопрос я слышу о необходимости введения специальных мер по защите от импорта молочных продуктов. Я не выступаю за запрет импорта, я выступаю за защиту отечественного рынка и создания условий добросовестной конкуренции. Ввиду отсутствия господдержки молочной отрасли украинские перерабатывающие предприятия конкурируют с господдержкой стран ЕС.
Кроме того, я утверждаю, что украинская продукция способна конкурировать с импортной по всем параметрам качества и безопасности. Благодаря тому, что в Украину зашли мультинациональные компании, как «Лакталис», Danone, PepsiCo, Savencia, украинские переработчики вынуждены были уделить внимание качеству выпускаемой продукции.
История фальсификата на украинском рынке
У меня нет оснований говорить, что наша продукция худшего качества, чем в Европе. Другое дело, что у нас существует рынок фальсифицированной продукции. А вот как раз этого нет в ЕС. Рынок фальсифицированной продукции — это результат украинского дефицита и низкой покупательной способности нашего потребителя. Если взять, что в Украине производится 6,5 млн т молока в год, то где-то 10% от общего объема используется для производства фальсификата. Больше всего его приходится на сливочное масло и сыр кисломолочный.
Нужно отдать должное крупным национальным сетям, там фальсификата практически нет. В основном он присутствует в региональных сетях, рознице, на базаре, на оптовых рынках.
О ценах на молоко
К сожалению, в Украине существует сезонное изменение цен на молочное сырье. Раньше это было обусловлено его дефицитом в зимний период и излишком в летний. Излишек молочного сырья использовался для производства на экспорт. Последние два года излишка нет. Но остался стереотип сезонного изменения цен. В условия дефицита прогнозировать стоимость молочного сырья достаточно сложно. Но необходимо отметить, что в ближайшие 2-3 года ожидать снижения цен на молочное сырье ниже, чем в ЕС, не приходится. Положительные изменения могут быть только при условии изменении госполитики по отношению к молочному животноводству.
Производство молока — это бизнес для тех, кто занимается системным животноводством. Там есть свои критерии прибыльности. Если в хозяйстве 100-150-200 коров и оно не развивается, то эти коровы не являются источником прибыли. Они — источник проблем. Сегодня растет количество больших хозяйств с поголовьем более 1 тыс. голов КРС. Там проявляется эффект масштаба и есть рентабельность. Но это направление требует долговременных инвестиций, длинных денег. Возьмем, например, производство бройлера — для этого 43 дня и продажа, для свиньи — полгода и продажа, а корова — это 3 года. От осеменения и до того, как она становится дойной, проходит 3 года. Все эти три года ее нужно содержать. Это все затраты. Поэтому окупаемость фермы достигает 10-12 лет. В современных украинских условиях практически невозможно развивать молочное животноводство без господдержки.
Вадим Чагаровский, председатель Совета директоров «Союза молочных предприятий Украина»