Unrest in Baghdad: Assassination of Soleimani Affects Commodity Markets. Oil Is Falling, Grain Is Standing By

Last Friday the world was shaken by the news of the U.S. assassination of top Iranian general Qassem Soleimani. Iran promised a retaliation. By yesterday evening, the country had withdrawn from all its nuclear deal commitments and removed all restrictions on the exploitation of nuclear facilities. The world economy did not stay on the sidelines: oil prices instantly skyrocketed, a chain reaction in other commodity markets, primarily agricultural ones, is not far off.

What has happened?

On Jan. 3, General Qassem Soleimani, commander of the elite Quds Force special unit within the Islamic Revolutionary Guard Corps, was killed in an airstrike near Baghdad International Airport. In a statement, the United States said he had been killed by order of President Donald Trump.

This step was a way of responding to the attack on the American Embassy in Baghdad on Dec. 31, 2019. Thousands of protesters demanded the closure of the diplomatic mission in Iraq and the withdrawal of U.S. troops from the country. The most radical protesters set fire to the fence and entered the diplomatic premises. Trump accused Iran of organizing the attack.

Who Soleimani was

Right after the attack, Trump stated that Soleimani was "the number one terrorist." The al-Quds Special Unit, which Soleimani commanded, was conducting covert operations abroad. It supported Bashar al-Assad in the Syrian conflict, and in Iraq, it helped Shia militias fight the ISIL and suppress domestic protests. The general also provided military support to Hamas and Hezbollah groups in Palestine and Lebanon.

In the West, Qasem Soleimani is on the UN blacklist of 15 Iranian military and political figures suspected of involvement in the development of the Iranian nuclear and missile programs.

Respond of the United States, Iran, the world

The Pentagon said the strike was aimed at preventing further attacks by Iran. Later, Trump said that the U.S. might strike 52 Iranian targets if Tehran conducts attacks on the Americans or U.S. facilities.

Remarkably, not everybody in the U.S. took Trump's act unambiguously. In particular, the Democrats criticized him. Joe Biden, former vice president of the United States and participant in the upcoming presidential race, said that this could lead to an escalation of tensions in the Middle East: "This is a crisis of Donald Trump’s own making. He claimed pulling out of the Iran deal would deter Iranian aggression and result in a better deal. He has failed on both counts. He is the most erratic and incompetent commander in chief we’ve ever had."

As for Iran, the spiritual leader of the Islamic Republic, Ayatollah Ali Khamenei, promised "fierce revenge" to those responsible for the murder, and also declared three days of mourning. In his turn, President Hassan Rouhani promised a more violent confrontation with the US.

Yesterday, Iran withdrew from all of its nuclear deal obligations, lifted all restrictions on the operation of nuclear facilities, including uranium enrichment capabilities and nuclear research and development.

Traditional allies of the U.S., such as France and Britain, although they declared Soleimani a terrorist, admitted that this could lead to an escalation in the region. Germany called on Iran not to take revenge for the killing of the general, receiving a protest from the Foreign Ministry of Iran for this reaction.

Significant players in the impending crisis, Russia and China, in recent years have actively supported Iran. They predictably condemned Trump's actions. Iliya Kusa, expert on international politics and the Middle East of the analytical center Ukrainian Institute of the Future, noted in a column on EPravda that the airstrike will strengthen the geopolitical opponents of the United States — the above mentioned Russia and China.

Besides, the expert noted one more factor of influence on the world and, in particular, on Ukraine: "Escalation of confrontation threatens a new flow of refugees from the Middle East and Africa to Europe. And this may further strengthen the far-right forces in countries not well disposed towards Ukraine."

Iliya Kusa, expert on international politics and the Middle East of the analytical center Ukrainian Institute of the Future

In social networks, under the influence of the Iranian crisis, Ukrainians are developing all sorts of versions, including conspiracy.

Commodities on the line

The most vivid reaction to such political outbursts can be traced on world exchanges. Against the background of the crisis, oil quotations are to be expected crawling up. Thus, on the same day in the course of trading, they rose to the September maximum.

On the London Stock Exchange, the ICE Brent Crude futures broke through USD 68.28 per barrel in March (USD 2 more than the day before). During trading on the New York Mercantile Exchange, West Texas Intermediate (WTI) crude for February rose by USD 1.77 to USD 62.95 per barrel.

As of the morning of Jan. 6, futures for Brent with delivery in March grew by 2.49% to USD 70.31 per barrel.

Analysts warn that any retaliatory strike by Iran could affect crude oil supplies through the Strait of Hormuz, which is the world's most heavily loaded passage for oil and natural gas tankers. The 39-kilometer strait between the Persian Gulf and the Gulf of Oman is the only route to the open ocean for more than one-sixth of the world's oil production and one-third of the world's liquefied natural gas.

Head of the A-95 Consulting Group Serhiy Kuyun said in his comment to Ukranews that the rise in world prices would affect Ukraine as well. "Retail prices are not threatened by anything yet, there is a margin of safety. Wholesale prices will be prone to growth," he said.

Minister for Development of Economy, Trade and Agriculture Tymofiy Mylovanov, traditionally not ignoring information causes, stated on his Facebook page that oil prices were rising. When asked in comments how it would affect Ukraine, he said: "In general, it is still unclear. The rise in oil prices will have a negative impact on the Ukrainian economy."

What of ag commodities?

With regard to agricultural commodities prices, most of the experts surveyed by Latifundist.com noted that it was too early to estimate as the volatility on the Chicago Stock Exchange on Friday was minimal and it was too early to connect it directly with a U.S. airstrike.

However, traders are getting ready for price adjustments.

"The world is already accustomed to Donald Trump's decisive and unpredictable style of government, but the assassination of Iran's highly respected General Soleimani is not just a way of power demonstration, but rather a way of public humiliation and expressing immense ambitions. But the U.S. President, before giving the order, this time faced a very difficult choice: to show "who's the boss" by burying any hopes of restoring the nuclear deal and peace in the Persian Gulf or to master his emotions and keep the oil price at a low level (which he really needs now). The first scenario was followed. As a result, oil price added 3.5% within one trading session on Jan. 3. Will it affect other commodities? Yes, but only if the conflict continues dynamically developing. Then we expect inflation to rise and economic growth to fall for the major world leaders — the USA and EU, the same is for net crude oil importers. And this combination of factors does not add enthusiasm to invest in commodity assets," commented Yuri Gavrilyuk, trader at Spike Trade, to Latifundist.com.

Yuri Gavrilyuk, trader at Spike Trade

The rise in oil prices, provoked by the U.S. assassination of the top Iranian general Qassem Soleimani, will drive up the prices for ethanol, and later for corn and soybeans. This is stated by Elena Neroba, Business Development Manager at Maxigrain, on Facebook.

"The most effective way to give raise to oil prices is to assassinate one of the Middle East leaders. The U.S. has used it repeatedly, and it has always worked. The States need expensive oil to cover budget holes in the pre-election year and raise the morale of the electorate. On the night when the attack on Baghdad airport was reported, quotations rocketed by 4%. Traders took a wait-and-see position, but last week grain quotes went down due to political risks. By and large, the expensive oil should increase the interest to ethanol, and as a result — to corn and soybean. But the latter is potentially overproduced (Brazil is expecting a record harvest — according to various estimates from 123 to 128 MMT), and China has not yet resumed pork production. However, world production of ethanol is growing, so corn has a fundamentally good outlook so far. Ukraine's exports are going at a record pace, and today they have reached 12 MMT," said Elena Neroba.

She also mentioned that due to weather factors, there was additional demand for corn from India and Zimbabwe. Wheat preserves its growth prospects but the markets are not yet out of "New Year's hibernation." In addition, a Phase 1 trade deal between the USA and China is expected to be signed on Jan. 15. However, there is concern that America may "be offended" at China if it takes part in joint naval exercise with Russia and Iran. It is crucial for Trump now to decide whether he will stake on patriotism or the appetite of the electorate.

It is known that one of the terms of the trade agreement between China and the U.S. is the increase in purchases of American agricultural products.

It is not excluded that this procedure may be complicated in view of the disagreement on the "Iranian question." The French agency AFP quotes Bill Nelson, Chief economist with Doane Advisory Services, as saying that "some are concerned about a chain reaction that could jeopardize the trade agreement that will soon be signed by the United States and China."

No matter how the events in the Middle East unfold, they will not bypass Ukraine. And here we need to come to terms with our raw materials source status for now. "We simply need to remember that any destabilization in the Middle East is not beneficial for our country as we depend on world prices for any raw materials," reminds Iliya Kusa.

Konstantin Tkachenko, Latifundist.com

To learn more about agribusiness in Ukraine, follow us on Facebook, on our channel in Telegram, and subscribe to our newsletter.

Completed withDisqus

В Багдаде не все спокойно: как убийство Сулеймани ударит по сырьевым рынкам. Нефть пошла, зерну приготовиться

В прошлую пятницу мир содрогнулся от новости об убийстве США иранского генерала Касема Сулеймани. Иран пообещал ответить симметрично. К вечеру вчерашнего дня страна вышла из всех своих обязательств по ядерной сделке и сняла все ограничения на эксплуатацию ядерных объектов. Мировая экономика не осталась в стороне: мгновенно взвинтились цены на нефть, цепная реакция на других сырьевых рынках, в первую очередь аграрных, уже не за горами.

Что произошло?

3 января в аэропорту Багдада в результате авиаудара был убит генерал Касем Сулеймани, командующий элитным спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей Исламской революции. США заявили, что он был убит по приказу президента Дональда Трампа.

Этот шаг был своеобразным ответом на произошедшее в последний день 2019 года нападение на американское посольство в Багдаде. Тысячи протестующих требовали закрытия дипломатической миссии в Ираке и вывода из страны американских войск. Наиболее радикальные участники подожгли забор и проникли на территорию дипломатического ведомства. Трамп обвинил в организации нападения Иран.

Кто такой Сулеймани

Сразу после нападения Трамп заявил, что Сулеймани был «террористом номер один в мире». Спецподразделение «Аль-Кудс», которое возглавлял Сулеймани, занимается проведением секретных операций за границей. Оно оказывало поддержку Башару Асаду в сирийском конфликте, в Ираке помогало военизированным формированиям шиитов в борьбе против ИГИЛ, а также в подавлении протестов внутри страны. Также генерал оказывал военную поддержку группировкам ХАМАС и «Хезболла» в Палестине и Ливане.

На Западе Сулеймани включен в черный список ООН из 15 военных и политических деятелей Ирана, подозреваемых в причастности к разработке ядерной и ракетной программ Ирана.

США, Иран, мир: как отреагировали?

В Пентагоне сообщили, что удар был направлен на предотвращение дальнейших нападений со стороны Ирана. Позже Трамп заявил, что США могут нанести удары по 52 иранским объектам, если Тегеран проведет атаки по американцам или объектам США.

Любопытно, что далеко не все в Штатах восприняли поступок Трампа однозначно, в частности, демократы выступили с критикой. Бывший вице-президент и участник новой президентской гонки Джозеф Байден заявил, что это может привести к эскалации напряженности на Ближнем Востоке: «Трамп бросил шашку динамита в бочку с порохом».

Что же касается Ирана, то духовный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи пообещал «страшную месть» стоящим за убийством, а также объявил трехдневный траур. В свою очередь, президент страны Хасан Рухани пообещал «более ожесточенное противостояние» США.

Вчера Иран вышел изо всех своих обязательств по ядерной сделке, снял все ограничения на эксплуатацию ядерных объектов, включая возможности по обогащению, а также научные исследования и разработки в ядерной области. 

Традиционные союзники США, такие как Франция и Великобритания, хотя и назвали Сулеймани террористом, однако признали, что это может привести к эскалации в регионе. Германия призвала Иран не мстить за убийство генерала, получив за такую реакцию от МИДа ближневосточной страны протест.

Важными участниками в надвигающемся кризисе являются Россия и Китай, которые в последние годы активно поддерживают Иран. Они ожидаемо осудили действия Трампа. Эксперт по международной политике Института будущего Илия Куса в колонке на Европейской правде отметил, что авиаудар усилит геополитических оппонентов Штатов — уже упомянутые Россию и Китай.

Эксперт также отметил еще один фактор влияния этой истории на мир и, в частности, на Украину. «Эскалация противостояния угрожает новым потоком беженцев с Ближнего Востока и Африки в Европу. А это может дополнительно усилить ультраправые силы в странах, которые не благосклонны к Украине».

Илия Куса, эксперт по международной политике Института будущего

В соцсетях под влиянием иранского кризиса украинцы развивают всевозможные версии, в том числе конспирологические. Политолог Юрий Романенко предлагает горячим головам остыть.

Сырье под ударом

Ярче всего реакцию на подобного рода политические всплески можно проследить на мировых биржах. На фоне кризиса вполне ожидаемо поползли котировки нефти вверх. Так, в тот же день в ходе торгов они подорожали до сентябрьского максимума.

На лондонской бирже ICE Futures цена мартовских фьючерсов на нефть Brent пробила $68,28 за баррель (на $2 выше, чем накануне). В ходе торгов на Нью-йоркской товарной бирже февральский фьючерс на нефть WTI подорожал на $1,77 до $62,95 за баррель.

По состоянию на утро 6 января фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в марте выросли на 2,49% — до $70,31 за баррель.

Аналитики предупреждают, что любой ответный удар Ирана может повлиять на поставки сырой нефти через Ормузский пролив, который является самым загруженным в мире проходом для танкеров, перевозящих нефть и природный газ. 39-километровый пролив, пролегающий между Аравийским и Оманским заливами, является единственным маршрутом к открытому океану для более чем одной шестой части мировой добычи нефти и одной трети сжиженного природного газа в мире.

Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн в комментарии «Украинским новынам» отметил, что рост мировых цен коснется и Украины. «Розничным ценам пока ничего не угрожает, есть запас прочности по марже. К росту будут склонны оптовые цены», сказал он.

Традиционно не игнорирующий информповоды министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов на странице в Facebook констатировал рост цен на нефть. На вопрос в комментариях, как это отразится на Украине, он ответил: «В целом еще непонятно. Рост цен на нефть негативно повлияет на экономику Украины».

А что же агро?

Что касается цен на сельхозпродукцию, то большинство опрошенных нами экспертов отметило, что пока рано давать оценку — колебания на Чикагской бирже в пятницу были минимальными и связывать их напрямую с авиаударом сложно.

Но к влиянию на изменение цен готовятся.

«Мир уже привык к решительному и непредсказуемому стилю управления Дональда Трампа, но убийство высокочтимого в Иране генерала Сулеймани — это не просто способ помериться мышцами, а скорее способ публичного унижения горячих персидских парней и выражение своих непомерных амбиций. Но президент США, перед тем как дать команду на уничтожение цели, на этот раз стоял перед очень сложным выбором: показать «кто в доме хозяин», похоронив любые надежды на восстановление ядерной сделки и покоя в Персидском заливе, или совладать с эмоциями и удержать цену на нефть на низком уровне (а это ему сейчас очень нужно). Реализовался сценарий №1. Результат: рост цены на нефть на 3,5% за одну торговую сессию 03/01/2020. Скажется ли это влияние на других товарных активах? Да, но только при условии, если конфликт продолжит динамично развиваться. Тогда ждем роста инфляции и падения экономического роста основных мировых лидеров США и ЕС, а также у нетто–импортеров сырой нефти. А такая комбинация факторов вовсе не добавляет энтузиазма и желания вкладывать деньги в товарные активы», — прокомментировал Latifundist.com трейдер Spike Trade Юрий Гаврилюк.

Юрий Гаврилюк, трейдер Spike Trade

В то же время, по мнению менеджера по развитию бизнеса Maxigrain Елены Неробы, снижение цен на агропродукцию может быть ситуативным. Но дальнейший рост цен на нефть подтянет за собой цены на этанол, а в дальнейшем на кукурузу и сою.

«Самый действенный способ поднять цены на нефть — «убрать» кого-то из ближневосточных лидеров. США неоднократно к нему прибегали, и он всегда срабатывал. Дорогая нефть нужна Штатам для латания бюджетных дырок в предвыборный год и поднятия боевого духа электората. В ночь, когда стало известно об атаке на аэропорт Багдада, котировки взлетели на 4%. Сейчас трейдеры заняли выжидательную позицию, но на прошлой неделе из-за политических рисков котировки зерновых ушли вниз. По большому счету, дорогая нефть должна повысить интерес к этанолу, и как следствие — к кукурузе и сое. Но последняя в перепроизводстве (в Бразилии ожидают рекордный урожай, по разным оценкам — от 123 до 128 ММТ), а Китай все еще не возобновил производство свинины. Вместе с тем в мире растет производство этанола, поэтому фундаментально у кукурузы пока что хорошие перспективы. Экспорт Украины идет рекордными темпами, и на сегодня достиг 12 ММТ», — отметила Елена Нероба.

Также она упомянула, что из-за погодных факторов появился дополнительный спрос на кукурузу со стороны Индии и Зимбабве. Пшеница сохраняет фундаментальные перспективы роста, но на сегодня рынки не вышли из состояния «новогодней спячки». Кроме того, 15 января ожидается подписание первой фазы соглашения между США и Китаем, но эту новость рынок фактически отыграл. Есть небольшое опасение, что Америка может «обидеться» на Китай, если последний примет участие в военно-морских учениях с Россией и Ираном, но для Трампа сейчас важно определиться, будет ли он играть на патриотизме или на аппетите электората.

Как мы знаем, одним из пунктов торгового соглашения между Китаем и США является увеличение закупок Поднебесной американских сельхозтоваров.

Ввиду разногласий по «иранскому вопросу» не исключен вариант возникновения сложностей в этой процедуре. Французское агентство AFP цитирует эксперта Doane Advisory Services Билла Нельсона, по мнению которого «некоторые обеспокоены цепной реакцией, которая может поставить под угрозу торговое соглашение, которое вскоре будет подписано Соединенными Штатами и Китаем».

Как бы ни разворачивались события на Ближнем Востоке, Украину они не обойдут стороной. И здесь нам надо пока смириться со своим сырьевым статусом. «Мы просто должны помнить, что любая дестабилизация на Ближнем Востоке не выгодна для нашей страны, поскольку мы зависим от мировых цен на любое сырье», — напоминает Илия Куса.

Константин Ткаченко, Latifundist.com

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу розсилку.

Выполнено с помощью Disqus