Почему Украине стоит бояться ЕС: взгляд польского фермера
Джерело фото: Из личного архива
Украинские аграрии регулярно отчитываются о росте экспорта сельхозпродукции, в том числе и в страны Евросоюза. На долю последнего приходится около трети зарубежных поставок. По данным Минагропрода, украинский аграрный экспорт в страны ЕС в 2018 г. составил более $6,3 млрд. Нам стало интересно, что думают сами европейские аграрии об экспансии украинских коллег на их рынок, а также насколько сильны протекционистские настроения среди них.
Ранее в поле нашего зрения попал Михал Колодейчак (Michał Kołodziejczak) — глава польских организаций «Агросоюз» (AGROunia), «Общество польских производителей картофеля и овощей» (Stowarzyszenie Polskich Producentów Ziemniaków i Warzyw) — из-за его ярких и часто провокационных высказываний о сельском хозяйстве Украины, аграриях нашей страны и обязанности польской власти защищать собственных производителей от засилья некачественного украинского товара.
Мы решили поговорить с Михалом напрямую и выяснить, какие из его цитат вырваны из контекста, а какие — соответствуют убеждениям этого польского фермера и его коллег. Итак, о сельском хозяйстве Украины глазами агрария из Польши.
О собственном хозяйстве
Я, брат и отец параллельно руководим тремя хозяйствами, которые в сумме насчитывают 100 га. Выращиваем в основном капусту (белую, красную и пекинскую), картофель и пшеницу. Иногда прибегаем к помощи наемных работников, но в основном в поле работаем только мы сами.
О дотациях и ценах
В Польше дотации на самом деле не помогают аграриям, а только мешают. Тут нужно соотносить со всем Евросоюзом. Отцы-основатели ЕС в 1956 году приняли решение, что 50% бюджета ЕС будет направляться на развитие сельского хозяйства (в основном на развитие животноводства). Чтобы эта продукция была представлена в большом количестве по доступной цене и каждый европеец мог ее купить.
Мы бы предпочли, чтобы с того 1956 года никаких дотаций вообще не было. К примеру, сейчас в Польше мы получаем около €210-230 на гектар. Наши конкуренты (французы, немцы) — они и ваши конкуренты тоже, которые часто появляются на украинских землях — получают намного больше доплат. Так, голландцы получают вдвое больше.
А если говорить о ценах на продукцию, то они выровнялись во всей Европе. В то же время многие средства защиты растений в Великобритании, Германии, Франции намного дешевле, чем в Польше. Единственное: у нас стоимость труда немного ниже, чем в Западной Европе. Хотя сейчас и она активно растет. Вот почему такая диспропорция себестоимости производства и господдержки непонятна для нас. Производить агропродукцию в нынешних условиях становится неприбыльным.
В целом я считаю, что земля должна быть в руках аграриев, которые должны развиваться. Им вообще не нужны для этого дотации
Сельское хозяйство Польши. Источник: Stowarzyszenie Polskich Producentów Ziemniaków i Warzyw
Диктат супермаркетов
Немцы, французы, англичане и португальцы не только имеют намного лучшие производственные условия в своих странах, но и дополнительно размещают в Польше свои магазины, через которые реализуют в основном свою национальную продукцию.
В Польше один политик несколько лет назад заявил, что капитал не имеет национальности (на самом деле, высказывание принадлежит Карлу Марксу, но в последние несколько лет в польском медиапространстве действительно активизировалась дискуссия на эту тему — прим. ред.).
Это неправда. Капитал имеет национальность. И если бы у поляков были магазины в Германии, они бы продавали там свою продукцию и были бы заинтересованы в развитии сельского хозяйства своей страны. Но в Польше сейчас нет ни одной значительной польской торговой сети. В Польше торговля принадлежит заграничным корпорациям.
Был у нас случай, когда одна из крупных торговых сетей заказала большое количество капусты в конце недели, а в понедельник они заявили, что не станут ничего покупать. Вся эта собранная и подготовленная к доставке продукция оказалась ненужной. Мы были вынуждены срочно ее продавать по более низкой цене. Позднее эта же торговая сеть закупила более дорогую капусту в западноевропейской стране. Это был сигнал производителям: «если будете себя плохо вести, мы всегда можем вас поставить на место».
Источник: Из личного архива
Поэтому хочу предупредить украинских коллег избегать этих, как вначале кажется, выгодных и дешевых сетевиков. Потому что продукция в них анонимная. Торговые сети продают там товары под собственными торговыми марками и покупатель не видит, какой из товаров поставлен с семейной фермы, в какой вложена душа. А вот на Западе Европы клиенты уже очень обращают внимание на происхождение продуктов. В Великобритании на упаковках овощей часто указывают даже то, с какого они хозяйства. В Украине тоже становится все больше торговых сетей. Если ваша государственная политика не будет отлажена, то они скоро станут угрозой для семейных хозяйств. Я убежден, что крупные торговые сети должны размещаться только за городом, на периферии.
Проблема в том, что корпорации захотят забрать земли у мелких хозяйств. Супермаркет не будет заинтересован в том, чтобы торговать с небольшим фермером. Если один человек отвечает за доставку овощей в 350 магазинов, он не будет иметь дело с мелкими поставщиками. Гарантией процветания малых хозяйств является как можно большее количество маленьких магазинов, которые смогут иметь хорошие цены при соответствующей политике государства.
Я не могу сейчас нормально продавать продукцию в магазины. Я должен иметь дело с посредниками, которые аккумулируют большие партии и уже потом продают товар в маркеты. А его задача не в том, чтобы просто купить, а эффективно купить. Мы видим, что продукция, которую мы сдали по одной цене, в маркете стоит намного дороже. Дело в том, что у торговли овощами и фруктами в больших супермаркетах есть существенный недостаток — у них очень большие потери, которые дорого обходятся. Это совсем не значит, что супермаркет много зарабатывает на этом виде продукции. В маленьких магазинах таких потерь нет, потому что торговец подходит к каждой закупке точечно.
Я был бы спокоен, если бы поставлял свои овощи 10-ти маленьким магазинчикам, но таких в Польше уже нет. Да и в Украине скоро не будет.
Читать по теме: Идеи для агробизнеса: серия 4
Об экспансии заграничного капитала
Украинские аграрии должны понять, что они совместно с польскими коллегами должны защищать семейные хозяйства от экспансии заграничного капитала. Все просто: если исчезнет мое хозяйство, хозяйства соседей, то на смену им придут большие корпорации. Это будут фабрики по производству пищи, как это видим сегодня в США. По сути, возникнет ценовая диктатура.
Если хозяйств на рынке мало, то ценовой сговор становится легким. А дешевую и качественную продукцию, по нашей теории, обеспечивают исключительно семейные хозяйства. Надеюсь, в Украине тоже будут развиваться такие предприятия. И они будут вместе с поляками обеспечивать население здоровой пищей, а не только той, которая нацелена на высокие прибыли.
Если смотреть со стороны, может показаться, что мы не любим другие страны, но это не так. Мы не любим только иностранные корпорации, пытающиеся завладеть землей в Польше и Украине. Во Франции фермеры совершают очень много самоубийств, к этому приводит именно корпоративное сельское хозяйство.
Мы видим наглядно, что недостаточная сепарация с иностранным капиталом приводит к упадку национальных компаний. Если в Польше сельское хозяйство исчезнет из-за динамичного развития агросектора в Украине, пусть никто не лелеет надежды удержать сельское хозяйство Украины в руках украинцев. Все циклично.
Сегодня 80% мороженой малины из Украины экспортируется в Польшу. Польские аграрии смогут выдержать это максимум год или два. Но даже если Польша перестанет выращивать яблоки и малину, а эти отрасли останутся только в Украине, мы же понимаем, что конечным потребителем этой продукции являются немцы. Им нужно покупать продукцию по максимально низкой цене, а в итоге Украина будет производить яблоки и малину практически бесплатно.
Поэтому важно, чтобы собственниками перерабатывающих мощностей и в Украине, и в Польше были сами аграрии. Сырье сейчас очень дешевое. Но в Польше на это никто не обращает внимания, в наших руках нет ни одного значительного перерабатывающего предприятия. В Германии очень много перерабатывающих предприятий принадлежит аграрным кооперативам, и так должно быть во всем мире. Кроме того, у них есть магазины, им есть, где продавать урожай.
Об аграрной политике Польши
Моей организации удалось добиться от министерства сельского хозяйства Польши того, что каждая партия, каждая упаковка картофеля будет иметь флаг страны-производителя на упаковке. Польша на самом деле сегодня не является экономически независимой страной. Мы сильно зависим от того, что нам скажут в Брюсселе. Мы проводили акцию под министерством, когда выставили свиную голову. В реальности нужно было выставлять от этой свиньи все, кроме головы, и это хорошо проиллюстрировало бы современную аграрную политику Польши.
Предыдущий министр сельского хозяйства был уволен благодаря нашей организации. Мы организовали митинги в столице. И министр был заменен. Не потому, что так кому-то хотелось, а потому, что мы вызвали значительное социальное давление, он должен был уйти.
Сейчас у нас новый аграрный министр [Ян Ардановский], но у него совершенно недостаточно понимания сельскохозяйственной политики. Он часто красиво говорит, но очень далек от того, чтобы внедрить то, что обещает. Очевидно, что его главное задание — популизм.
О ЕС
Польша сейчас полностью подчиняется указам «сверху». Пусть украинские производители, аграрии и люди осознают, что если кто-то помогает (ЕС или другая страна), то это не делается бескорыстно, чтобы просто Украина была такой сильной. Это только поляки были такими глупыми, верили в то, что ЕС хочет, чтобы Польше было хорошо. Неправда. Например, мы стали крупными потребителями западных машин. А то финансирование, которое получили от ЕС, таким образом вернулось в Германию, Францию, Италию — в страны, где эти машины были произведены.
Если кто-то сегодня хочет помочь Украине, вашей стране стоит смотреть на это трезво, понимая, о чем на самом деле может идти речь.
Читать по теме: Методичка агроэкспортера: три совета, как аграрию выйти на внешние рынки
С соседями нужно жить лучше, чем с семьей
Я ранее говорил, что украинцы для нас являются конкурентами. Но надо уточнить, что украинские семейные фермы нам не конкуренты, а позитивное дополнение рынка. Конкурентами являются только те немцы и французы, голландцы которые в большом количестве едут в Украину и засевают зерновыми, рапсом и подсолнечником значительные площади.
Я в разных интервью часто повторяю, что ЕС согласился на беспошлинный импорт 1,5 млн т зерновых. В то же время мы видим большие ограничения в использовании агрохимии в Польше в сравнении с тем, что есть в Украине.
Во-первых, в вашей стране СЗР значительно дешевле, а во-вторых, разрешены (или скорее не запрещены) те препараты, которые запрещены в Польше. Это приводит к значительно более низкой себестоимости производства. Службы, контролирующие качество импортируемой продукции, не работают как следует. И даже более того, если запрещенные в ЕС химикаты будут найдены в украинской пшенице, она все равно будет импортирована, а если в польской — она не попадет на рынок.
Получается следующая схема: иностранный бизнес приезжает в Украину, основывает латифундию и выращивает пшеницу с использованием запрещенных в Евросоюзе СЗР. При этом получает намного более низкую себестоимость, а потом экспортирует свое зерно в Польшу, тем самым занижая цены на польском рынке.
Когда я встречаю агрария из Украины, то смотрю на него с большой симпатией. У нас одинаковые проблемы. Глядя на Польшу, ваши люди должны понимать: «О, скоро нас коснутся те же трудности».
Елена Агаджанова-Гонсалес, Latifundist.com