Битва логики с предубеждениями. Каким может быть рынок земли в Украине?
Как известно, новоизбранный Президент Владимир Зеленский и его соратники поддерживают открытие рынка земли в Украине. Представители международных финансовых институтов тоже рассчитывают на то, что новая власть исполнит предвыборные обещания по снятию моратория на продажу земли сельхозназначения. Такие ожидания, в частности, озвучила директор Всемирного банка по вопросам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен. Во Всемирном банке уверены, что открытие рынка земли по самым скромным подсчетам добавит к росту экономики страны минимум 2%.
Участники рынка (как аграрии, так и представители смежных отраслей) внимательно следят за любыми месседжами новой команды на тему «земли», морально и не только готовятся к запуску рынка и обсуждают различные сценарии. Генеральный директор «Интерпроект GmbН» Иван Кунь поделился своим видением возможного развития событий. В 2017-м году он стал инициатором проекта «Земельна відповідь».
Цель проекта — спроектировать развитие аграрного сектора с разными условиями запуска рынка земли.
Поле сценариев
Мы начали проект «Земельна відповідь», в котором приняло участие больше 400 экспертов — от фермеров до известных экономистов, политиков, исходя из собственных интересов. Мы хотели понять, как запуск рынка повлияет на динамику развития наших клиентов и какой объем инвестиций аграрный сектор сможет привлечь.
В результате форсайта (аналитической работы, построенной по специальной методологии) мы сформулировали ключевые факторы — «растяжки», которые делают наиболее вероятными 4 сценария запуска рынка земли. Эта работа дает возможность понять, как будет «раскрываться» рынок земли в ближайшие 15-20 лет.
После смены политических лидеров в стране земельный вопрос, так или иначе, будет подниматься, и мы имеем возможность понимать, в каком сценарии мы находимся и какие это дает преимущества тем или иным игрокам, а кому создает риски.
Читать по теме: ЗЕмлю народу: чего ждут аграрии от Зеленского
Земельный вопрос — это во многом спекулятивная тема. Нашей целью было сделать незаангажированный анализ, нанеся на «карту» проекта интересы всех участников рынка и даже самой Земли. На вопрос, является ли Земля субъектом в общественном диалоге о «земельном вопросе» отвечали 12 представителей современного искусства, которые в арт-части проекта создавали свои работы. Им удалось выразить ту часть нерациональных убеждений в «земельном вопросе», которую мы обычно не осознаем.
В целом мы глубоко разобрались в том, что может повлиять на рынок земли и как его запуск отразится на агробизнесе. Решающими факторами оказались децентрализация и судебная реформа.
Сегодня, по сравнению с 2017 г., реформы децентрализации в стране значительно продвинулись. И мы можем делать первые сценарные выводы, насколько сбываются прогнозы и что надо делать, чтобы сценарий развивался в лучшем векторе. С учетом процессов децентрализации и состояния судебной системы в стране мы построили 4 основных сценария.
- Самый позитивный сценарий — «Украина на взлете»
Децентрализация власти произошла, местные громады оказывают большое положительное влияние на отрасль и экономику в целом. Судебная система прогрессивная и действительно защищает справедливость.
Сейчас все больше при проектировании предприятий нам приходится вместе с заказчиком фактически защищать проекты перед громадами. Есть очень активные общины, но судебной системе все еще не хватает надежности.
- «Первый снег»
Децентрализация состоялась, а судебная система не изменилась. Это нестабильный сценарий, когда громады влияют на ситуацию, но это влияние в будущем может быть нивелировано общенациональными группами, которые могут перечеркнуть все достижения.
- «Сингапурщина», или «Колонизация»
Децентрализация не удалась, а судебная система развивается в правильном направлении. Не учитываются интересы громад, но при этом есть возможность лучше работать с законами и оказывать влияние на уровне ВР (как сегодня аграрные лоббисты продолжают мораторий на землю).
- Самый худший сценарий — «В ожидании джокера»
Это отсутствие развития судебной системы и нормальной децентрализации. Система, где нет порядка с документами, где могут меняться собственники земли непонятно на каких основаниях, где происходят частые силовые захваты и т. д. Такие истории тоже случаются и сейчас (в зависимости от региона).
Читать по теме: Агробизнес: взять силой
Если смотреть с точки зрения сегодняшнего дня, мы, скорее, находимся между третьим и четвертым сценариями. Крупные агрохолдинги сильны в сельской местности и задают темп развития территорий, при этом местные громады не всегда даже знают, кто владелец земли, на которой они работают. В этом году, как и в прошлом, продолжались рейдерские захваты в агробизнесе. В каких-то случаях компаниям удалось отбиться, в каких-то — нет. Но в целом громады сегодня не слишком настроены защищать бизнес в своих регионах.
В описанном нами сценарии «Первый снег» громады отстаивают интересы бизнеса, который инвестирует в социальную сферу сел. То есть громада и бизнес беспокоятся друг о друге, понимают, что они в одной экосистеме. Пока мы не можем сказать, что так происходит сегодня повсеместно, но уже появляются первые положительные примеры.
Ответственность участников
Легально работающего рынка земли агропроизводители, на наш взгляд, пока опасаются. В процессе работы с разными конфигурациями отмены моратория у нас возник и такой вариант, как пилотный запуск рынка земли сначала в одном экспериментальном регионе.
В условиях «пилота» можно было бы максимально отработать законодательную базу, механизмы имплементации. А на основании результатов сделать выводы и внедрять модель в общенациональном масштабе.
Но вопрос механизмов внедрения рынка остается все-таки за политиками. И смена политического руководства в стране даст возможность новым политикам взять ответственность за то, чтобы земельный вопрос был решен в ближайшей перспективе. В противном случае мы снова останемся при следующей каденции ВР на том же уровне, а все кризисные явления будут только углубляться.
Почему нам надо перестать бояться рынка земли?
Аграрный бизнес достиг достаточно высокого уровня развития и дальше развиваться будет сложнее. Украина стремительно наращивает производство зерновых. Но однажды отсутствие рынка земли станет большим ограничением для всех. Поэтому в первую очередь взять на себя ответственность за решение земельного вопроса должны игроки этого рынка.
Да, у многих участников рынка нет финансовых возможностей для выкупа паев. Этот момент надо законодательно прорабатывать. Нужен эффективный механизм, чтобы обеспечить финансирование в первую очередь средних и малых фермеров. Это 5-6 тыс. хозяйств в Украине, которые сегодня сформировались как политический класс. Они достаточно сильные в финансовом плане, имеют понимание рынка и оказывают влияние на политиков местного уровня. А политикам общенационального уровня надо заниматься проблемами децентрализации судебной системы. Движение этих политических интересов в какой-то момент должно сойтись, чтобы вопрос был окончательно и бесповоротно решен.
Вообще земельный вопрос на эмоциях возносится до сакрального уровня. Часто звучат обвинения, что вы продаете родину и т. д. Люди не хотят понять, что земля — это актив. Прозрачный рынок земли позволит активы капитализировать. А повышение капитализации активов позволит увеличить капитализацию бизнес-деятельности каждой компании.
Работа в экспериментальном регионе дала бы возможность системно снимать все вопросы и подбирать эффективную модель, которая нужна участникам именно сейчас. Ведь невозможно перечеркнуть все, что было сделано в период действия моратория. Все достижения и интересы придется учитывать.
Эффективность не в гектарах, а в переработке
Есть еще много способов увеличить доходность с гектара, не наращивая земельный банк. Один из способов — переработка. Да, развитие перерабатывающей отрасли ограничивается, прежде всего, рынками реализации. Украинскому бизнесу сложно бороться за эти рынки.
Тем не менее в стране появляются заводы по переработке сельхозсырья. Например, ROSHEN проектирует завод по производству крахмала, «Эридон» запускает предприятие по переработке кукурузного крахмала, в «Интерпроект GmbН» мы закончили проект для предприятия по производству фруктозы.
Мы подходим к черте, когда создание перерабатывающих предприятий будет более актуальным для игроков аграрного рынка. А работа по продвижению продуктов переработки комплексная. К ней необходимо активно подключать украинские торговые миссии, чтобы они помогали отечественному бизнесу искать партнеров за рубежом.
Если агрохолдинги изначально выстраивают свои компании как вертикально-интегрированные, то фермерам построить предприятие по такой модели значительно сложнее. Они это могут сделать, объединив усилия, создав ассоциацию, кластер. Но для объединения необходим совершенно иной уровень взаимоотношений, коммуникаций.
Читать по теме: Все про сільськогосподарські кооперативи
Кроме того, ограничения для таких объединений есть, в том числе со стороны судебной системы. Когда участники рынка уверены, что неприкосновенность собственности обеспечена судебной системой, им проще договариваться с другими игроками и двигаться дальше. Так значительно легче решаются вопросы о совместном владении элеваторами, перерабатывающими комплексами и др. Например, в Нидерландах 18 тыс. ферм объединены в 4 молочных кооператива. Это фактически вертикально интегрированная структура не с одним, а с сотнями акционеров. Чтобы в Украине выстраивались такие объединения, необходимо не только совершенствовать законодательство, но и провести масштабную просветительскую работу.
Понятно, что такие проекты требуют много инвестиций — $30-100 млн, а срок их окупаемости составляет в среднем 5-7 лет. Но все же новые перерабатывающие предприятия создаются. Таким образом, появляется больше возможностей не просто экспортировать сырье (по сути — питательные вещества и влагу), а формировать добавленную стоимость, которая останется в Украине.
Иван Кунь, генеральный директор «Интерпроект GmbН»