Блеск и нищета молочной отрасли

Михаил Травецкий
Михаил Травецкий, заместитель руководителя департамента сельскохозяйственного производства по животноводству агропромхолдинга «Астарта-Киев»

Ни для кого в украинском АПК не секрет, что отечественное животноводство часто выступает неким «чемоданом без ручки» и социальным наследством для агробизнеса. Принято считать, что выращивание сельхозкультур приносит «живые» деньги гораздо быстрее и не требует таких инвестиций и головной боли, как животноводство. Что же делает это направление прибыльным, и как «вылечить» украинское животноводство?

Переходный период

После ухода из «Кернела» меня «накрыло» массой предложений по дальнейшей работе. Пришлось взять паузу, чтобы «перезагрузиться», в итоге понял, что я глобалист и хочу работать в глобальных проектах, принимая их вызовы, задавая темп и даже ловить кайф, достигая результата. Так и оказался в команде «Астарта-Киев».

В «Астарте» животноводство — полноправный прибыльный бизнес с социальным акцентом. Масштабы серьезные: 50 ферм в Полтавской, Житомирской, Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской областях. Всего 30 тыс. поголовье скота: 15 тыс. коров и 15 тыс. ремонтный молодняк.

Европейский день фермы Астарта-Киев: Новый этап в молочном бизнесе Украины
Читать по теме

«Астарта» сегодня получает больше 300 т молока в сутки и занимает лидирующие позиции на молочном рынке Украины. Фермы отремонтированы, укомплектованы высокопродуктивным поголовьем и современным молочным оборудованием. Успешно функционируют нетельные комплексы, где выращивается ремонтный молодняк. Хочу также отметить, что запуск кормового центра позволил совершить прорыв в технологии кормления, делая молочное животноводство более прибыльным.

Коровы на одном из предприятий «Астарты»

Впереди много управленческих решений нужных для того, чтобы молочное животноводство сделать более эффективным. Это и автоматизация процессов учета, и работа над качеством молока. Наша цель — получить молоко европейского качества. На каждой ферме это должно быть молоко «экстра» класса, с содержанием белка 3,4% и жира — 3,8%. Сейчас и с командой надо поработать немного, чтобы они могли целенаправленно вести процессы не на уровне «сказали подоить — я подоила, покормить — я покормила», необходимо расширить кругозор каждого, замотивировать на результат.

Я хочу настроить работу так, чтобы наше молоко и продукция в будущем вошла в «премиум сегмент». Для меня это сегмент детского питания. Сейчас формирую визию нового витка развития животноводства компании, в плоскости переработки молока и думаю о кооперации.

В тени растениеводства

Если оценивать общее состояние молочного бизнеса в Украине, то он в определенной мере выходит из патовой ситуации. Хотя по-прежнему отношение к молочному скотоводству в нашей стране довольно однобоко. В большинстве холдингов формат вырисовывается такой, что молочное направление — животные, фермы, оборудование — были переданы предприятию «в нагрузку» вместе с арендованной землей. Они как чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко. По сути дела получается, что молочные фермы содержат не ради финансовой выгоды, а лишь для снятия социальной напряженности в селе. Но времена меняются.

Так, на поля зашла высокопроизводительная техника, которая сегодня одним трактором покрывает земли бывших колхозов и обеспечивает рабочими местами в селе в большинстве случаев только несколько человек. То есть растениеводство шагает уже семимильными шагами вперед. А преимуществ животноводства, по сути дела, народ не знает. Ведь мы привыкли смотреть на все бизнесы сквозь призму растениеводства. Но это неправильно.

Михаил Травецкий на праздновании 25-летия компании

Все считается на гектар, коровы с молоком стоят на одной ступени с подсолнечником, кукурузой и другими сельхозкультурами, а это противоречит здравому смыслу. Мы выращиваем корма, чтобы кормить коров, которые дают молоко; и умение выращивать кормовые культуры с низкой себестоимостью — фундамент прибыльности молочного бизнеса.

У нас получается, что растениеводство — это движение быстрых денег. Полгода поработали, посеяли, побрызгали, скосили, собрали, отправили на элеватор, провели, деньги получили, погасили кредиты. Быстро, да? В течение года можно получить финансирование и его закрыть. В животноводстве так не получается. Необходимо, как минимум, 4 года. Корова вынашивает теленка, рождается телочка, растет, осеменяем, рождает теленка, начинает давать молоко и только потом начинает отрабатывать вложенные деньги. Физически не каждый готов вкладывать в этот длительный процесс деньги.

Молочный гамбит

Вторая проблема в отрасли — это работа с молокоперерабатывающими заводами. Здесь самое узкое горлышко — это приемка молока. Как бы мы ни проверяли качество нашего продукта (содержание жира, белка и т.д.), все равно на приемке происходит занижение показателей и занижение стоимости молока.

Сейчас вы слышите лозунги: мы идем на европейские показатели базисного уровня молока! А это должно быть содержание жира в молоке на уровне 3,70% минимум, белка — 3,40%. А что у нас, базис — 3,40% жир и 3,00% — белок. Мы думаем, точнее нас заставляют так думать, что у нас неправильное молоко… А нет, ребятки, молоко у нас было, есть и будет такого качества, только не все хотят это показывать.

Посмотрим на это с другой стороны: поголовье украинских коров выводилось на основе пород, у которых генетически высокий жир и белок (симментал, браун-швиц); выращенная на черноземах кормовая база, молочное оборудование, уровень специалистов — все эти факторы говорят что европейский базис у нас есть!     

Грустно констатировать, но в Украине даже сейчас нет взаимопонимания между производителем молока и переработчиком. И сколько не будут создаваться ассоциации и кооперации между производителями, не будет эффекта синергии. Пока не создадутся союзы «ферм и заводов» молочное животноводство в Украине будет влачить свое существование. И помощь государства в виде дотаций будет лишь неэффективным распределением средств.

Смотрите, на протяжении года в Украине перерабатывается около 4 млн т молока на 200 молокоперерабатывающих заводах со средней мощностью производства в среднем 200 т молока в день. Сравниваем с Нидерландами, где за год производится и перерабатывается около 14 млн т молока на 10-ти заводах (!!!) и производительность заводов составляет около 10 тыс. т  молока в день. Выходит, мы молодцы?

На деле оказывается, что у нас самая низкая себестоимость молока в Европе, то есть мы вполне можем конкурировать в этой отрасли с ЕС. Но при этом себестоимость переработки у нас очень высокая, так как в большинстве случаев оборудование старое, неэкономичное и т.д. И получается: если в Европе средняя себестоимость литра 30-35 евро центов, то у нас на старте уже на 10 центов дешевле. Но когда оно проходит через переработку, то сразу становится неконкурентоспособным, потому что физически дороже. А нам вкладывают в уши — производители, у вас нету качества… Но это еще не все. Далее про качество.

В Украине за год мы производим в среднем около 10 млн т молока, из них 4 млн т у нас идет на переработку официально с предприятий. Еще 4 млн т — это «серый» рынок, молоко частного сектора, так называемое молоко 2-го сорта. И еще плюс порядка 2 млн т — это продукция на базарах, которую продают «бабушки».

Натали Алькер: Домашнее молоко может быть опасно для здоровья
Читать по теме

Здоровой экономики в этом секторе у нас сегодня нет. Как выглядит ситуация с поставками сырья на молокозаводах? Во-первых, у них есть молоко от предприятий, с которыми они работают, и есть «офшор» — молоко от частного сектора. И разница в цене – в два раза.  По сути дела, если этот частник собирает молоко, привозит его на завод и пускает в сетку — получается некое транзитное молоко, которое смешивается с молоком от ферм, и выпускается продукция с низкой себестоимостью и соответственно такого ж качества. Так мы теряем качество молока!

Роль кооперации

Я считаю, что создание кооперативных движений — важный шаг для подъема молочной отрасли. При этом нужно избавляться от ошибочных шаблонов. Ведь многие в Украине думают еще старыми колхозными мерками. Так, в нашем понимании молочный кооператив — это один танкер, куда из всего села сливают молоко и потом отправляют его на завод по той же низкой цене. И опять качество может желать лучшего. А почему не поставить этот охладитель меньшего размера частнику во двор и помочь ему вместо одной коровы обзавестись 4-5-ю коровами, научить правильно доить, объяснить, что такое качество и уровень заработка при его достижении.

Отдельный сбор молока позволит решить основную задачу — этот продукт идентифицировать. В государственном масштабе нам нужно двигаться в сторону того, чтобы дать возможность фермеру купить качественное молочное оборудование, в том числе и охладители, через систему компенсации. И будет уже во дворе такая небольшая ферма, без проектной документации и многомиллионных инвестиций. Плюс небольшая локальная переработка.

Пусть они сами на месте производят молоко, йогурты, кефир, какие-то там творожные массы, сырки. Можно на базар выносить продавать, обеспечивать местные школы, детские садики. Можно создать эту инфраструктуру через громаду, они будут проводить финансирование фермера, ему компенсировать затраты за его продукцию и население будет питаться качественной молочной продукцией.

Уверен, что благодаря такому подходу качество молока точно повысится, потому, что селянин каждую корову видит. Один даст 100 литров качественной продукции, второй, третий — вот уже на садик молоко есть, вот — на школу, на пенсионеров. Так будут создаваться в селе новые рабочие места, будут средства на развитие.

Кроме того, поддержка молочной кооперации и мелких молокозаводов позволит уйти от молока с рынка. На сегодняшний день что это за продукт? Ведь молоко продается в пластиковых бутылках. Мы все думаем, что это домашнее, хорошее, бабушкино молоко. Вопрос — откуда берется пластиковая бутылка? Я вам отвечу — они покупают их у бомжей, которые выбирают эти пластиковые бутылки из мусорных баков. Их не моют даже горячей водой, потому что так они деформируются. Их моют холодной водой. А кто знает, что там было? Кто пил из этой бутылки? Вот вам и здоровье. Уже отсюда начинаются сальмонеллы, колибактериозы, аллергии...

Молочный ликбез: ТОП-5 мифов о молоке
Читать по теме

А лечим животных какими средствами? До сих пор «бицилин 5» колем, который 30 дней с молоком выделяется. По моим наблюдениям, ведь я практикующий ветврач, 95% коров частного сектора поражено хроническим маститом. На селе нет качественного ветеринарного сопровождения. Нет специалистов в селах. Физически кто может этим заниматься? Госструктура развалилась, а частная не зашла, потому что физически она себя видит, частная, только с котиками, собачками в городах. А в селе это никому не нужно…

Михаил Травецкий

Так и живем, каждый на своем уровне от двора до фермы пытается кто как может бороться за пищевую безопасность страны, стараясь обеспечить народ качественным молоком и молочной продукцией.

Я верю, что все у нас получится. Шаг за шагом мы создадим мощную молочную индустрию, которая будет обеспечивать качественной молочной продукцией не только наш народ, но и другие народы мира.

Слава Украине!

Михаил Травецкий, заместитель руководителя департамента сельскохозяйственного производства по животноводству агропромхолдинга «Астарта-Киев»

Дізнавайтесь першими найсвіжіші новини агробізнесу України на нашій сторінці в Facebook, каналі у Telegram, підписуйтесь на нас у Instagram або на нашу розсилку.

Виконано за допомогоюDisqus