Налоговые метаморфозы в украинском АПК: десять мнений
Украинский агробомонд вместе с премьер-министром, главой фискального ведомства и министром финансов в августе на выездном заседании в Черкасской области обсудили будущее налоговой реформы.
В числе приглашенных оказались руководители больших отечественных агрохолдингов. Примечательно, что на встрече отсутствовал кабминовский «рулевой» АПК — Игорь Швайка. Перед началом совещания с премьером представителям СМИ объяснили, что аграрного министра не пригласили специально. В кулуарах поговаривали, что отношения министра и участников рынка «натянуты» уже давно. И в этот раз, судя по всему, никто не хотел усугублять ситуацию.
Яркой дискуссии не получилось: спорили немного, больше высказывали свои мнения. Живости беседе придали лишь пара колких реплик Арсения Яценюка, критический комментарий министра финансов и речь Алексея Вадатурского.
Кроме того, сложилось впечатление, что серьезный разговор на тему налогов между чиновниками и участниками рынка уже состоялся ранее и в другом месте. А на черкасской земле презентовали общественности компромиссное виденье решения налогового вопроса.
Национальный агропортал Latifundist.com выбрал самые интересные высказывания участников круглого стола (подаем в порядке выступления спикеров).
Арсений Яценюк, премьер-министр Украины: Процесс налоговой реформы в АПК стартовал. Мы планируем 22 налога «урезать» до 9. При этом пока нет окончательного ответа, какой должна быть система налогообложения в сельском хозяйстве, но решение необходимо принять в ближайший месяц. Способны ли мы с 2015 г. модернизировать действующую систему налогообложения? Мое ощущение: не способны! Физически не успеем.
Новости по теме:
- Яценюк призвал аграриев к сотрудничеству
- Изменить систему налогообложения для аграриев Кабмин не успеет — Яценюк
Игорь Билоус, председатель Государственной фискальной службы Украины: Чуть более 3% предприятий обрабатывает почти половину площадей сельскохозяйственных угодий. На семь основных игроков агрорынка приходится две трети экспорта зерновых… При этом постоянно растет объем средств, аккумулированных на собственных счетах аграрных предприятий, использующих спецрежим налогообложения: 14 млрд грн в 2013 году и 6,4 млрд грн на данный момент. Какими должны быть новые налоговые изменения? Мы предложили два критерия для тех, кто должен остаться на спецрежиме: годовой оборот выручки не более 20 млрд грн и площадь сельхозугодий не более 3 тыс. га. Таким образом, хотим оставить на действующей системе небольших сельхозпроизводителей, а крупные агрохолдинги перевести на общую систему.
Леонид Козаченко, президент «Украинской аграрной конфедерации»: Агропромышленный комплекс ежегодно отдает государству в форме налогов более 60 млрд грн. А что получает взамен? Примерно 22 млрд грн. Разница существенная. Если посмотреть на другие отрасли (металлургия, химия, машиностроение), то среди них нет таких, которые могли бы сравниться с АПК по отчислениям в бюджет. Предложенный правительством вариант реформирования налогообложения обременит агросектор еще на 10–12 млрд грн и увеличит срок окупаемости аграрных проектов до 10–12 лет, тогда как еще 2 года назад он составлял 4 года. Пойдут ли инвесторы в сектор, если будут знать о 10 годах невозврата вложенных средств? Думаю, нет. Необходимо сохранить действующую систему налогообложения для АПК. Кроме того, действующий льготный режим возмещения НДС — единственный механизм, к которому чиновник не может никак подступиться (его автоматически на спецсчет получает производитель), а остальные механизмы выделения дотаций и субсидий связаны с взятками.
Юрий Мельник, председатель правления МХП: Теме налоговых льгот 17 лет. В 1997 году, когда я был заместителем министра, впервые заговорили о преференциях для АПК и приняли льготу по НДС, которая сейчас работает в автоматическом режиме и необходима сектору. Естественно, ничего нет постоянного: любая система требует усовершенствования. Для агросектора переломным стало принятие Налогового Кодекса, в котором определена дата завершения специального режима налогообложения по НДС — 1 января 2018 года. Планируя свою деятельность и развитие, агробизнес рассчитывал на эту дату. За это время нам необходимо полностью отказаться от дорогого газа, перейти на энергосберегающие технологии. Моя точка зрения неизменна: имея единую эффективную норму поддержки АПК, нельзя ее потерять, она должна действовать до 2018 года. Конечно, мелким фермерам этого недостаточно, им необходима специальная форма поддержки, идущая через Минагропрод или Минэкономики. Альтернативой наполнения бюджета может стать выведение «из тени» зарплаты. В год это около 4–6 млрд грн.
Читать по теме: Юрий Мельник: МХП не собирается продавать крымские активы
Олег Бахматюк, председатель совета директоров UkrLandFarming: Систему менять необходимо, но с переходным периодом, например, 2-3 года. Если налоговые изменение в АПК будут отрывистыми и будут внедряться на фоне экономического коллапса, то это ни к чему хорошему не приведет. Например, нивелируются инвестиционные возможности для развития животноводства. Поддержать небольших сельхозпроизводителей наиболее рационально адресными дотациями… Помните, Ярошенко (министр финансов при премьере Николае Азарове. – Авт.) убрал возврат НДС при экспорте зерновых. Но при этом оставил его на все составляющие себестоимости продукции. Если завтра агрохолдинги экспортируют 40 млн т зерна, то государству необходимо вернуть им 24 млрд грн… Мы абсолютно на вашей стороне. Большие холдинги — это ваша «золотая акция», возможности торговли на внешнем рынке и притока валюты.
Геннадий Новиков, председатель «Аграрного союза Украины»: Мы предлагаем не спешить и выбрать наиболее оптимальную модель для рынка. Я поддерживаю тезис, что если обнародованы условия, то они должны сохраняться до указанной даты, это и есть хороший сигнал для бизнеса. Согласно официальной статистике, налоги платят только с 20 млн га, а всего земли сельскохозяйственного назначения в Украине — 32 млн га, поэтому, в первую очередь, необходимо найти, где еще 12 млн га и что с них уплачивается. Мы предлагаем ввести единый налог с 1 га, то есть привязать уплату налога не к юридическому или физическому лицу, а к конкретному гектару. Налог будет учитывать все платежи, которые должен сделать арендатор или хозяин, и его ставка будет разной для регионов. Это упрощает систему налогообложения, вводит социальную справедливость, снимает проблемы скрытой аренды и зарплат, а также другие вопросы.
Андрей Веревский, председатель совета директоров агрохолдинга «Кернел»: На сегодняшний день, по моим подсчетам, в Украине локомотивом отрасли является четверть компаний, обрабатывающая 6 млн га, остальные 75% неэффективны из-за низкой урожайности. Перевести всех на общую систему или нет – решение за правительством. Но вряд ли эти 75% предприятий имеют шанс сразу же трансформироваться и перейти в разряд эффективных. А вот то, что у нынешних игроков и новых инвесторов желание инвестировать в сектор отпадет – это точно. Я бы не ограничивался 2017 или 2018 годом действия льготного режима налогообложения. Почему? Государство владеет 10 млн га земель. Рыночная стоимость одного гектара — $1 тыс., то есть можно получить $10 млрд от продажи. Кроме того, есть государственные активы (ГАК «Хлеб Украины», земли Госрезерва, Аграрного фонда и тому подобное), которые используются неэффективно, они стоят еще $2 млрд. От продажи данных земель государство пополнит казну на $12 млрд, которых хватит на 10 лет. И через 10 лет страна получит совершенно другую пропорцию на рынке: 75% эффективных и 25% неэффективных компаний. Только тогда нужно менять систему – переводить всех на обычный режим налогообложения.
Александр Шлапак, министр финансов Украины: Правительство отстаивало сохранение господдержки при вступлении в ВТО. Напомню, что речь идет о 36 млрд грн, плюс 5% от валовой продукции, что составляет 1% ВВП. Я, как и премьер, не против, чтобы 15–16 млрд грн шли к сельхозпроизводителям. Но я не верю в то, что действующая система налогообложения наиболее прозрачна! Это уже наша украинская традиция: как только появляются льготы, сразу ищи тех, кто хочет ими воспользоваться. Сегодня АПК превратился в систему, через которую отмывается много денег, поэтому говорить о том, что мы имеем прекрасную систему налогообложения и нужно ее сохранить еще на несколько лет или вообще навсегда, чтобы таким образом привлечь инвестиции, — некорректно. Более того, я утверждаю, что спецрежим по уплате НДС невыгоден, в первую очередь тем, кто намерен инвестировать в свое развитие. Данный спецрежим идеально подходит тем, кто хочет только накапливать ресурсы. Это элементарная математика. Возможно, именно поэтому Алексей Афанасьевич (Вадатурский. — Авт.) давно перешел на общую систему налогообложения и проводит агрессивную инвестиционную политику.
Алексей Вадатурский, Герой Украины, генеральный директор компании «НИБУЛОН»: Сегодня украинский агарный сектор – это свободная экономическая зона. Вы меня простите, но 100 грн с 1 га — это не те налоги, которые должны платиться аграриями в нашей стране! «НИБУЛОН» работает на общих условиях налогообложения с 2004 года. Компания выросла в крупного экспортера зерна. Я на своем примере показываю, что сегодня в агросекторе Украины можно работать, платить честно все налоги и быть при этом успешным. Я помогаю и другим производителям переходить на эту систему: за 2–3 года выводил в прибыльные убыточные предприятия, работающие годами по упрощенной системе. Было бы желание. На сегодня главный бич в агросекторе — теневые схемы, в которые вовлечены как бывшие, так и действующие чиновники. Как с этим бороться? Во-первых, провести инвентаризацию всей земли. Уверен, что из 15 млн га, незафиксированных официальной статистикой земель, 20–40% обрабатывается в тени, и налоги никто не платит. Когда их вернут под контроль налоговиков, то появятся десятки миллиардов гривен дополнительных поступлений в бюджет. Во-вторых, убрать посредников при экспорте, ведь это идеальные условия для развития разных схемы, площадок, обналичивания денег и ухода от налогов.
Алекс Лисситса, генеральный директор «Индустриальной молочной компании», президент УКАБ: Эффект от внедрения налоговых льгот есть. Во-первых, если посмотреть на корреляцию между урожайностью и налоговыми льготами, то это фактически 95%. Во-вторых, посмотрите на 25% эффективных компаний: на их урожайность и капиталовложения в 1 га. Цифры впечатляют. Причем это касается не только выращивания зерновых и масличных культур, но и других направлений. Например, ИМК помимо растениеводства, занимается производством молока. Мы посчитали, что если перевести нашу компанию на общую систему налогообложения, то при условии возврата экспортного НДС мы выйдем на тот же объем налогообложения. Однако при этом нам необходимо будет вырезать все молочное поголовье, потому что оно станет убыточным.
Что же, каким бы ни было «налоговое» решение, по словам Арсения Яценюка, оно будет принято уже в ближайшее время.
Ирина Наталенко, Национальный агропортал Latifundist.com